Страничка педагога -психолога Гурьевой Е.А.
Семья и её роль в воспитании ребенка
Главные страхи дошкольников (4 - 7 лет)
15 ИГР ДЛЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ОПОРЫ, СТАБИЛИЗАЦИИ ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ, ПОСЛЕ СТРЕССА (ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ)
11.02.2025
Нашим деткам поддержка нужна чаще, чем мы можем себе представить. В любое сложное время ребенок ищет опоры в родителях, если сами родители в дисбалансе, он либо становится «потеряшкой», уходя в более детское, более инфантильное состояние, либо сам становится опорой для своих родителей — очень быстро взрослея. И в первом и во втором случае не разряженное напряжение и нагрузка может разрядиться непредсказуемо в болезнь, в эмоциональной вспышке, в бурной реакции на что- то незначительное с нашей точки зрения.
При любой травматизации (больница, операция, ссора родителей, столкновение с опытом, который ребенку не по силам выдержать и событиями, в которых он не может активно реагировать) ребенок может терять контакт с какой- то из своих «частей» — не чувствовать границ тела, переживать резкие эмоциональные скачки, «зависать» в реакциях. Может бояться кого- то или чего- то, что раньше не вызывало тревоги. У нас может появиться ощущение, что ребенок потерял свою идентификацию.
1. Рисуем ладошки
Простой способ безопасно возвращаться «в себя» — обрисовывание ладошек и любые игры с ладошками. Отпечаток ладони — это первая идентификация малыша. Первые отпечатки грязной ладошки на обоях — это первое «Я есть в мире». Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге. Вырезание, разрисовывание ладошки — это ощущение и заполнение внутренней территории.
Ладошка — как мандала, возвращающая и укрепляющая «Я». Ладошка — олицетворение всего тела ребенка. А затем, и его самости. Когда нам нужно помочь ребенку вернуть возможность границ и одновременно безопасного контакта — мы для него придумываем игры, где ладошки разных деток могли бы сталкиваться, хлопать, прикасаться друг к другу. Где пальчики могли бы здороваться, где они прикасались бы друг к другу ребром, тыльной стороной, всей поверхностью.
2. Пряничный человек
Детки, пережившие травматический опыт, могут не допускать прикосновений, бояться физического контакта. С ними можно и нужно — нарисовать «пряничного человечка» и его разрисовывать. Иногда с подростками мы обрисовываем контуры тела на обоях, можно купить промышленные игрушки, на которых можно рисовать и затем смывать нарисованное.
3. Лепка
С ними обязательно лепить — из глины, теста, хуже — пластики и пластилина. Лепка трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью), лепка полезна при любых психосоматических болезнях.
4. Делаем куклы
Каждый раз, когда мы что- то «сотворяем» — мы сотворяем — творим, возвращаем себя. Куколки из ниток, простые мотанки, человечки из поролона (или из губок для мытья посуды), вылепливание куколок и фигурок из теста- глины — все это очень действенная терапия.
5. Забота о кукле
В случае, если ребенок начал вести себя, как дите более младшего возраста (так подсознание пытается вернуть безопасность). Если в руках у ребенка окажется что- то, что «меньше» его, что- то, что воспринималось бы как детеныш более младшего возраста — куколка, маленькая машинка, игрушечный звереныш, даже клубок ниток — сам ребенок автоматически перемещается в более взрослую позицию.
6. Играем в дерево
Детки, пережившие травматизацию, часто перестают чувствовать контакт ножек с землей (теряют опору, заземленность). С ними хорошо играть (рисовать, лепить, пританцовывать) цветы и деревья — уделяя внимание корням и крепкому стволу. Иногда мы играем в «выращивание великанских ног » — представляя, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра (ветер — это метафора изменений, событий, на которые мы повлиять не можем), чем ярче мы представим (нарисуем, помассируем) эти великанские ноги, тем сильнее эффект. Спать лучше укладывать таких деток тоже, давая опору ножкам (например, положим под ноги скрученное в валик полотенце).
Роль отца в воспитании ребенка
10 важных правил в воспитании детей, которые нельзя нарушать
05.05.2025
Воспитание детей — очень сложный и ответственный процесс. От правильных и неправильных действий взрослых зависит большая часть взрослой жизни маленького человека. Вот 10 важных правил, которые нельзя нарушать.
Безусловная любовь и принятие
Ребенок должен знать, что его любят не за успехи или хорошее поведение, а просто потому, что он есть. Критиковать можно поступки, а не саму маленькую личность. Ошибаться ребенок может, но быть плохим — нет.
Последовательность в правилах
Если что-то запрещено, это должно быть запрещено всегда, а не в зависимости от настроения родителей. Во втором случае дети теряют ориентиры, чувствуют нестабильность, подсаживаются на «эмоциональные качели». Запреты должны быть постоянными, разрешения — тоже. Последовательность очень важна в воспитании ребенка.
Личный пример
Дети копируют поведение взрослых. Бесполезно требовать от ребенка того, чего сам взрослый не делает. Лучше всего подавать личный пример. Так маленький мальчик скорее начнет заниматься спортом, если его отец не забрасывает физическую культуру.
Уважение к личности ребенка
Даже маленький человек имеет право на свое мнение, чувства и личные границы. Нельзя унижать, высмеивать или игнорировать его переживания — так у ребенка могут образоваться серьезные психологические травмы. Без должной проработки они будут напоминать о себе сквозь десятилетия.
Развитие самостоятельности
Гиперопека лишает ребенка уверенности в себе. Даже маленькому человеку надо давать возможность выбора, ошибок. Только на них ребенок сможет выучить первые жизненные уроки, особенно если неудачи будут проработаны вместе с родителем.
Открытое общение без страха
Ребенок обязательно должен знать, что может рассказать родителям все что угодно, без боязни быть наказанным или осмеянным. Доверие — очень тонкая вещь. Его легко разрушить и очень сложно восстановить.
Физическая и эмоциональная безопасность
Нельзя применять в адрес ребенка физическое, психологическое насилие. Особенно — манипуляции. Они могут серьезно навредить личности маленького человека, раскачать его психику. Известны множественные случаи самоубийств детей из-за манипуляций их родителей.
Режим
Распорядок дня, четкие границы ответственности и разумные ограничения дают ребенку понимание того, что все в порядке. В его душе остается чувство стабильности и защищенности, он может расти, не опасаясь психологических травм.
Поддержка, а не сравнение с другими детьми
Постоянное сравнение с другими детьми, например одноклассниками, уничижает самооценку ребенка. Часто чужие дети кажутся родителям лучше собственных, и они обвиняют своих чад в мнимых недостатках. Намного лучше хвалить детей за постоянный труд по совершенствованию себя, положительно оценивать их усилия и прогресс.
Живое общение
Ничто не заменит живого общения с собственными детьми. В младшем возрасте с ними важно играть, когда они становятся старше — регулярно разговаривать. Только постоянное доверительное общение может стать залогом тесной связи между родителем и ребенком. Важно проводить время с детьми качественно, не нарушая ни один из пунктов выше.
Главное в воспитании детей — постоянно руководствоваться деятельной любовью к ним и каждое свое действие соотносить с пользой для маленького человека.
17.12.2024
Просмотров всего: , сегодня:
23.04.2024
Просмотров всего: , сегодня:
04.04.2024
Просмотров всего: , сегодня:
01.09.2022

Просмотров всего: , сегодня: