1
2
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Условия реализации программы
Оценочные материалы
Список литературы
3 стр.
9 стр.
11 стр.
23 стр.
24 стр.
26 стр.
28 стр.
3
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Весёлый оркестр» (далее по тексту Программа) разработана в соответствии с
нормативными документами:
●
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
●
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
●
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
●
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
●
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
●
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
●
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
●
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
●
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»;
●
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
●
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
●
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
4
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
●
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»».
●
Письмо Минпросвещения России «О методических рекомендациях»
от 29.09.2023 № АБ-3935/06.
Актуальность Программы
Разработка Программы продиктована необходимостью формирования
всесторонне развитой личности у детей, что соответствует современным
образовательным требованиям и потребностям общества. Музыкальное
образование играет ключевую роль в гармоничном развитии ребенка и
способствует его социальному, эмоциональному и когнитивному развитию.
Музыка способствует развитию слуха, ритма и мелодичности у детей.
Участие в оркестре помогает детям освоить различные инструменты, что развивает
их творческие способности. Игра в оркестре поощряет сотрудничество,
коммуникацию и командную работу. Дети учатся работать вместе на достижение
общей цели, что способствует развитию социальных навыков.
Регулярные репетиции и выступления требуют высокой степени
самоорганизации и ответственности. Программа позволяет детям познакомиться с
различными музыкальными стилями и традициями, что способствует расширению
их культурного кругозора.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для
себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных
инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается
качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать
чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только
индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы,
сознательных отношений между детьми.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности
дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует
развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней
застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В
процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:
наличие
воли,
эмоциональности,
сосредоточенности,
развиваются
и
совершенствуются музыкальные способности.
Но, как показывает практика, объем времени, отведенный на реализацию
задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования по
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», не достаточен
5
для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на
музыкальных инструментах.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
«Весёлый оркестр» разработана на основе программ И. М. Каплуновой «Наш
оркестр», Н. Г. Кононовой «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах», что обеспечивает дополнительную образовательную деятельность
за рамками образовательной программы по художественно-эстетическому
развитию детей дошкольного возраста.
Особенности Программы
Музыка перестает быть для детей чем-то абстрактным. Они учатся находить
музыку и ритм в окружающем мире, исследуют, как звучат предметы вокруг,
создают оркестр из "неинструментов".
Подходы к реализации Программы
Интерактивный подход: использование игр и практических заданий для
вовлечения детей в процесс обучения.
Доступность для всех детей: программа адаптируется под разные уровни
подготовки, что позволяет участвовать всем желающим независимо от
первоначальных музыкальных навыков.
Командный дух: особое внимание уделяется работе в коллективе, что
развивает у детей навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Программа «Веселый оркестр» в МБДОУ — это переход:
от репродуктивного исполнения к творческому поиску и импровизации;
от
изолированного
музыкального
занятия
к
интегрированной,
междисциплинарной деятельности;
от развития только музыкальных способностей к формированию целостной,
коммуникабельной, творческой личности.
Новизна Программы
Все больше родителей (законных представителей) осознают важность
музыкального образования и стремятся предоставить своим детям возможности
для его получения.
В условиях растущей индивидуализации и отсутствия ощутимой
коммуникации среди детей программа поможет создать пространство для
взаимодействия и совместного творчества.
Разработка программы "Веселый оркестр" в МБДОУ является важным
шагом к созданию гармоничной и всесторонне развитой образовательной среды
для детей. Она отвечает на вызовы времени и способствует подготовке здорового и
социально активного поколения. Интеграция музыкального образования в жизнь
детей создаст множество возможностей для их развития и самовыражения, что
является залогом успешного будущего.
Принципы и подходы к формированию Программы:
1. Игра на инструменте как основа обучения. Основной акцент нужно делать
на практике: детям следует как можно раньше начать играть на музыкальных
инструментах, чтобы развить навыки и любовь к музыке.
6
2. Коллективное взаимодействие. Поскольку программа предполагает
создание оркестра, важно поощрять сотрудничество и взаимодействие между
детьми. Работая в группе, они учатся слушать друг друга и работать в команде.
3. Интересные и доступные материалы. Использовать веселые и
увлекательные музыкальные произведения, адаптированные для детей, чтобы
сохранить интерес к занятиям и вдохновить на обучение.
4. Разнообразие инструментов. Дети должны иметь возможность
попробовать различные музыкальные инструменты (ударные, струнные, духовые),
чтобы найти то, что им больше нравится, и понять разные аспекты оркестровой
музыки.
5. Постепенное усложнение. Программа должна быть структурирована так,
чтобы способности и знания детей развивались постепенно, начиная с простых
мелодий и заканчивая более сложными произведениями.
6. Музыкальная грамотность. Включение основ теории музыки, таких как
ритм, ноты и аккорды, чтобы дети понимали, как создается музыка, и могли читать
нотные записи.
7. Постоянная обратная связь. Важно предоставлять детям обратную связь о
их успехах и достижениях, чтобы они могли корректировать свои действия и
понимать, где необходимо улучшение.
8. Интерактивные занятия. Использование игр, конкурсов и музыкальных
викторин для создания веселой и развлекательной атмосферы в классе.
9. Выступления и концерты. Регулярная организация мероприятий для
выступления оркестра перед родителями и другими детьми, что помогает развивать
уверенность и повышает мотивацию.
10. Индивидуальный подход. Учитывать индивидуальные способности и
предпочтения каждого ребенка, адаптируя обучение в соответствии с его
интересами и темпом развития.
Адресат Программы
Программа разработана для детей среднего и старшего дошкольного
возраста.
Направленность Программы - художественная.
Объем Программы.
Сроки реализации Программы – 2 года. Оптимальное количество детей – 15
человек.
Программа предполагает проведение занятий 1 час в неделю, 4 часа в месяц,
36 часов в год.
Продолжительность занятий: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая
группа
Уровневость - стартовый уровень
Формы, методы и средства обучения
Способы взаимодействия педагога и детей.
1. Фронтальная (групповая): совместное исполнение оркестровой пьесы,
ритмическая разминка или дидактическая игра со всей группой, слушание и
обсуждение музыкального произведения.
7
2. Подгрупповая: репетиция партии "ударных", "шумовых" и
"металлофонов" отдельно друг от друга, работа в мини-ансамблях, игра "Живой
оркестр", где каждая подгруппа имеет свой ритмический рисунок.
3. Индивидуальная: отработка сложного ритмического рисунка, упражнения
для будущего "дирижёра", помощь в освоении техники игры на конкретном
инструменте.
Методы обучения
1. Наглядные методы (чувственное восприятие)
Слуховая наглядность: прослушивание аудиозаписей в исполнении
профессионального оркестра, "живое" исполнение педагогом на различных
инструментах.
Зрительная наглядность: показ картинок, плакатов с изображением
музыкальных инструментов, использование ритмических карточек (схем, где ритм
изображен кружками, палочками или рисунками), показ дирижёрских жестов
(вступление, снятие, динамика).
Тактильно-мышечная наглядность: прямая помощь педагога в постановке
рук при игре на инструменте.
2. Словесные методы
Объяснение: "Чтобы треугольник звенел долго, нужно ударить не по
стороне, а по основанию".
Беседа: "Как вы думаете, каким инструментом лучше изобразить падающие
капли дождя?"
Поэтическое слово и загадки: Использование стишков, считалок для
разучивания ритма.
Сказка, творческий рассказ: "Сегодня мы отправимся в волшебный лес, где
каждое дерево умеет играть..."
3. Практические методы
Упражнения: многократное повторение ритмического рисунка или приёма
игры.
Игровой метод: сюжетно-ролевые игры: "Мы — оркестр зверей", "Цирковое
представление"; дидактические игры: "Музыкальное лото", "Угадай инструмент на
ощупь", "Выложи ритм", игры-имитации: "Покажи, как играет скрипач,
барабанщик, дирижёр".
Метод импровизации и музыкального творчества: "Изобрази голосом и на
инструменте, как воет ветер", создание собственной мелодии на металлофоне.
4. Стимулирования и мотивации
Метод "ситуации успеха": Давать задания, с которыми ребёнок
гарантированно справится, чтобы поддержать интерес.
Эмоционального
воздействия:
Выбор
яркой,
образной
музыки,
использование костюмов, создание праздничной атмосферы на выступлениях.
Средства обучения
Детские музыкальные инструменты:
Шумовые и ударные: маракасы, бубны, барабаны, треугольники, тарелки,
кастаньеты, деревянные палочки, коробочки.
Ударные с мелодией: металлофоны, ксилофоны, колокольчики.
8
Оборудование: Музыкальный центр/колонка для фонограмм (минусовки),
экран и проектор для показа слайдов.
Дидактические материалы: Карточки с изображением инструментов,
ритмические схемы, лото, атрибуты для дирижёра (бабочка, палочка).
Музыкальный репертуар: Специально подобранные фонограммы, пьесы для
слушания и исполнения (народная музыка, классика, современные детские песни).
Музыкально-дидактические игры: Разработанные педагогом или готовые
игры.
Виды занятий – игры с шумовыми инструментами, музыкально-подвижные
игры, освоение техники игры на инструментах, ритмические упражнения и игры,
ансамблевое музицирование, импровизация и творческие задания, дирижирование,
подготовка концертных номеров, создание собственного оркестра.
Классификация видов деятельности по форме:
1. Ритмические разминки и игры (разогрев, концентрация внимания).
2. Игра на инструментах по подражанию (педагог играет — дети повторяют).
3. Чтение простых ритмических партитур (схемы, где нарисовано, когда
какому инструменту играть).
4. Слушание музыки и анализ (Что мы слышим? Какой инструмент главный?
Какое настроение?).
5. Музыкально-дидактические игры ("Лото музыкальных инструментов",
"Высокий-низкий звук").
6. Творческие проекты (создание своего "оркестра животных" или "оркестра
погоды").
7. Репетиционная деятельность (целенаправленная подготовка к
выступлению).
Характеристики, значимые для реализации Программы.
Возрастные особенности детей.
Одним из основных условий формирования и, в последующем, реализации
Программы является учёт возрастных, психофизиологических особенностей
развития дошкольников
4-5 лет
В возрасте 4-5 лет необходимым становится создание условий для активного
экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления
первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками
и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении,
выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют
ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является
приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование
интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение
некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется
восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на
произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в
целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию,
9
изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения.
Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё
становление.
Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс
обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы
детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых
приёмов и доступного материала.
5-6 лет
На шестом году жизни движения детей становятся все более
координированными, поведение — более осмысленным и управляемым самим
ребенком. Продолжают развиваться основные музыкальные способности:
ритмическое чувство и мелодический слух. Все это во многом объясняет большое
желание детей заниматься игрой на музыкальных инструментах, в частности на
металлофоне, поскольку этот детский музыкальный инструмент наиболее часто
встречается в МБДОУ.
В элементарных импровизациях на металлофоне наибольших успехов
дошкольники добиваются в использовании таких средств музыкальной
выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая
окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но
передача ее удается им лишь пока в свободной импровизации.
При обучении игре на металлофоне ребята легко осваивают игру только на
двух пластинках, не соседствующих друг с другом. Это объясняется
недостаточностью развития в данном возрасте микро координации движения руки.
Дети могут запоминать правильные названия пластинок металлофона,
ориентируясь на низкие и высокие звуки. Это способствует довольно легкому
освоению элементов нотной грамоты.
В этом возрасте у дошкольников проявляется чувство ансамбля, прежде
всего ритмического.
Таким образом, они физически и психически готовы осваивать далее игру на
ведущем детском музыкальном инструменте — металлофоне, а также и на других
музыкальных инструментах.
Формы проведения контроля
Педагог в течение года представляет творческие отчёты: выступления детей
на утренниках, в конце учебного года проводит два итоговых мероприятия для
родителей. Итоговые мероприятия проводятся в форме утренников, представлений,
творческих выступлений детей для родителей (законных представителей)
воспитанников.
Цели и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования творческих способностей и
развития индивидуальных качеств ребенка средствами музыки и игры на детских
музыкальных инструментах.
10
Поставленная цель будет достигнута посредством реализации следующих
задач:
Первый год обучения (4 - 5 лет):
Воспитательные задачи:
1. Научить детей работать вместе, поддерживая друг друга во время
исполнения музыкальных произведений.
2. Обсуждать важность слухового восприятия и уважения к каждому
участнику оркестра.
3. Приучить детей к регулярным репетициям и уважению к инструментам.
Развивающие задачи:
1. Обучить детей различать инструменты по звучанию и внешнему виду.
2. Ввести основные музыкальные понятия (ритм, темп, громкость) в
доступной форме.
3. Научить детей внимательному слушанию музыки и различению разных
звуков и мелодий.
Обучающие задачи:
1. Упражнения на координацию движений, игра на инструментах.
2. Поощрять детей к созданию собственных мелодий и ритмов с
использованием различных инструментов.
3. Использовать музыкальные игры для обучения ритму и мелодии
(например, подражание звукам животных или природным звукам).
Второй год обучения (5 - 6 лет):
Воспитательные задачи:
1. Научить детей заботиться о музыкальных инструментах и соблюдать
правила поведения в группе.
2. Предоставить возможность каждому ребенку проявить инициативу и взять
на себя роль лидера в определенных музыкальных упражнениях.
3. Поощрять детей помогать друг другу в освоении инструментов и в
подготовке к выступлениям.
Развивающие задачи:
1. Обучить детей различным музыкальным стилям (классическая музыка,
народные мелодии, джаз и т. д.) и их характеристикам.
2. Практика распознавания мелодий и ритмов, обучение детей определять
высокие и низкие звуки.
3. Вводные занятия по чтению нот и пониманию базовых музыкальных
символов и знаков.
Обучающие задачи:
1. Игры и упражнения, направленные на улучшение мелкой и крупной
моторики через игру на инструментах.
2. Упражнения на создание простых мелодий и ритмов, использование
различных инструментов для импровизации.
3. Организация небольших творческих проектов, таких как составление
совместной музыкальной композиции или подготовка мини-концерта.
11
Содержание Программы
Учебный (тематический) план (4 - 5 лет)
№
п/п
Наименование темы
Общее
кол-во
часов
В том числе
теория
практика
1
2
Юные музыканты
Такие разные звуки
1
3
0,5
1
0,5
2
3
Знакомство с бубном.
Развитие практических умений в
игре на бубне.
Барабан.
Знакомство с игрой на барабане.
Бубен, барабан.
2
1
1
2
1
1
1
0,5
0,5
6
Колокольчики (валдайские,
маленькие, средние)
3
1
2
7
Как умеем мы играть!
3
1
2
8
Элементарная музыкальная
грамота
1
0,5
0,5
9
10
11
4
1
1
1
0,5
0,5
3
0,5
0,5
1
0,5
0,5
13
Наш оркестр.
«Веселые ложкари»
Знакомство с деревянными
ложками, маракасиками,
деревянными палочками.
Деревянные
ложки,
маракасики,
деревянные
палочки.
Наш оркестр.
1
0,5
0,5
14
Знакомство с металлофоном.
1
0,5
0,5
15
Развитие элементарных
практических умений в игре на
металлофоне из 4 пластинок.
Элементарная музыкальная
грамота.
3
1
2
2
1
1
Наш оркестр.
2
1
1
4
5
12
16
17
Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос.
Опрос,
творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Опрос,
творческое
задание
Показ
сказки-шумелки
Опрос,
творческое
задание
Выступление
Опрос
Опрос
Опрос,
творческое
задание
Творческое
задание
Опрос,
творческое
задание
Творческое
задание
Опрос,
творческое
задание
Выступление
12
18
Настоящие музыканты.
1
0,5
0,5
19
Наше творчество.
2
1
1
20
Наш оркестр.
ИТОГО:
1
36
0,5
15
0,5
21
Творческое
задание,
выступление
Творческое
задание
Открытый урок
Содержание учебного (тематического) плана (4 – 5 лет)
Сентябрь
1. Юные музыканты
Теория. Знакомство детей с простейшими ударными (ритмическими) инструментами (погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком), демонстрация
приемов игры на них.
Практика. Беседа, слушание «Дождик» В. Косенко музыкальные игры
«Дождь», «Бабочки», «Сорока-ворона», «Строим дом».
2, 3, 4. Такие разные звуки.
Теория. Формирование представлений детей о высоких и низких звуках, о
динамике музыки (тихо - громко). Веселая музыка - грустная. Медленная музыка –
быстрая. Формирование умений различать высокий звук (ребенок), средний (мама),
низкий (папа) звук.
Практика. Упражнения, музыкально-дидактические игры с детьми «Птица и
птенчики» Е. Теличеевой; «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова. Речевое
упражнение «Веселый дождик» М. Картушина (сборник «Забавы для малышей»).
Игра с погремушками (рус.нар.мел.).
Октябрь.
1, 2. Знакомство с бубном. Развитие практических умений в игре на
бубне.
Теория. Познакомить детей с простейшим ударным (ритмическим) инструментом- бубном. Формировать умение правильно держать бубен в руке.
Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком
(косточками) по донцу. Формируем умения правильно держать бубен в левой руке
- ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой. Освоение приема
«встряхивание». Формируем умения детей с помощью бубна передавать
ритмический рисунок своего имени:
- передавать хлопками, постукиванием, игрой на одном звуке ритм слов,
имен, фраз;
- выполнять конструктивные импровизации на бубне
Практика.
Демонстрация
приёмов
игры
с
бубном.
Музыкально-дидактическая игра «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой, С.
Рахманинов «Итальянская полька» (фортепиано). Свободные пляски с бубном
«Пляска котят» В. Герчик.
13
3, 4. Барабан. Знакомство с игрой на барабане.
Теория. Познакомить детей с простейшим ударным (ритмическими) инструментом - барабаном. Показ приемов игры: одновременные удары одной и
двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь.
Развитие практических умений в игре на барабане. Формируем умения детей с
помощью барабана передавать ритмический рисунок своего имени:
- передавать хлопками, постукиванием, игрой на одном звуке ритм слов,
имен, фраз;
- выполнять конструктивные импровизации на барабане.
Формируем умение в различении ритма шага и бега.
Практика.
Демонстрация
приёмов
игры
с
барабаном.
Музыкально-дидактическая игры «Барабанщики» А. Красева, «Какой бывает
дождик?», Песня «Барабан» (подыгрывание), «Веселая песенка» И. Евкодимова,
«Марш» С. Парлова. Музыкально-дидактическая игра с куклой, «Угадай на чем
играю» Е. Тиличеева. Музыкально-творческое задание «Теремок», «Кукла шагает и
бегает» Е. Тиличеева.
Ноябрь.
1. Бубен, барабан.
Теория. Закрепление практических умений детей на любом музыкальном
инструменте передавать ритмический рисунок своего имени;
- передавать хлопками, постукиванием, игрой на одном звуке ритм слов,
имен, фраз;
- выполнять конструктивные импровизации на бубне, барабане.
Практика. Речевые упражнения, озвучивание стихотворений, народных
потешек. Упражнение «Разминка» Е. Макшанцева. Слушание «Саночки» А.
Филлипенко
2, 3, 4. Колокольчики (валдайские, маленькие, средние)
Теория. Познакомить детей с простейшим ударным (ритмическим) инструментом - колокольчиком. Показ приемов игры: удар палочкой, встряхивание,
толчок пальцем. Учить правильно держать колокольчик:
вертикально, не зажимать кисть, свободно потряхивать и ставить на
ладошку. Обучение приему «трель». Формируем умения детей играть на
колокольчиках различной высоты, отмечая сильную долю такта.
Практика. Прослушивание звучания. Игры с детьми. «Колокольчики
звенят» В. Моцарта; «Чей колокольчик» М. Раухверга. Демонстрация приёмов
игры с колокольчиком. Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие
звоночки». «Игра с колокольчиками». Е. Тиличеева Слушание «Белочка», Н.
Римский-Корсаков. Песня «Музыка леса» М. Картушина. Игры с колокольчиками
«Лошадка скачет медленно и быстро», «Ёлка» Т. Попатенко («трель»).
13
14
Декабрь.
1, 2, 3. Как умеем мы играть!
Теория. Закрепление практических умений детей в игре на погремушке,
бубне, барабане, колокольчике. Совершенствование приемов игры. Закрепление
умения детей передавать простейший ритмический рисунок хлопками, используя
знакомые ударные (ритмические) инструменты погремушка, бубен, барабан,
колокольчик. Учить детей вместе начинать игру на ударных инструментах после
музыкального вступления и заканчивать игру вместе с окончанием звучания
музыки.
Практика. Прослушивание, сравнение звучаний инструментов, игры и
упражнения. «Чей колокольчик» М. Раухверга; «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой;
«Полька» М. Глинки; «Петушок», рус.нар.мелодия; «Тихие и громкие звоночки» Р.
Рустамова; «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой. Совместная игра.
«Маленькие музыканты» В. Семенов.
4.Элементарная музыкальная грамота.
Теория. Познакомить с звуками. Длинные, короткие звуки.
Практика. Прослушивание, пропевание. «Полька» М. Глинки, «Поезд» Н.
Метлова, «Маленький вальс» Д. Кабалевского. Творческий отчет.
Январь
1 - 4. Наш оркестр.
Теория. Повторение всех приемов игры на бубнах, колокольчиках, барабане.
Закрепление полученных навыков.
Практика. Коллективная игра. Музыкально-творческое задание «Мышка и
мишка», «Летит снежок». Повторение репертуара сентябрь - декабрь.
Февраль
1. «Веселые ложкари»
Теория. Познакомить с современными народными коллективами.
Практика. Показ видеоролика «Веселые ложкари»
2.Знакомство с деревянными ложками, маракасиками, деревянными
палочками.
Теория. Познакомить детей с простейшими ударными (ритмическими)
инструментами - деревянные ложки деревянные палочки, маракасики. Знакомство
с игрой на деревянных ложках, палочках, маракасиках. Учить детей правильно
держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом
«ладушки». Учить правильно держать палочки, маракасики в руке.
Практика. Слушание «Моя лошадка» А. Гречанинов. Демонстрация
приёмов игры на ложках, палочках, маракасиках. Упражнения, игры с детьми. 1.
«Ладушки», р.н.м. 2. «Лошадка» Потоловского З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.
Тиличеевой 4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко
14
15
3.Деревянные ложки, маракасики, деревянные палочки.
Теория. Формирование умений детей:
- отмечать на ударных (ритмических) инструментах (деревянные ложки,
маракасики, деревянные палочки) сильную долю такта, метрическую пульсацию;
- играть простейшие ритмические рисунки.
- ускорять и замедлять темп при игре на ударных инструментах;
- воспроизводить на ударных инструментах ритм простых потешек и
стишков.
Практика. Слушание «Маленькая полька» Д. Кабалевский. Упражнения,
игры с детьми на деревянных ложках, маракасиках, деревянных палочках.
«Полька» М. Глинки; «Аннушка», чеш.нар.песня; «Марш» Т. Попатенко; «Вальс»
С. Майкапара; «В садике» С. Майкапара, «Поезд» Т. Попатенко «Кукушка»,
«Андрей-воробей», рус.нар.песни
4.Наш оркестр.
Теория. Развитие умений в коллективной игре на детских музыкальных
инструментах. В шумовом оркестре вместе вступать и заканчивать игру.
Соблюдать общий темп и динамику.
Практика. Коллективная игра на детских музыкальных инструментах.
Грамзапись любой русской народной мелодии; «Колесико», латыш, нар.танец,
обработка И. Арсеева.
Март.
1.Знакомство с металлофоном.
Теория. Познакомить ударным инструментом –ксилафон трубчатый.
Рассказать о конструктивных особенностях инструмента, показать приемы игры.
Формировать умение самостоятельно брать и правильно держать молоточек,
помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу,
по корпусу металлофона.
Практика. Показ приемов игры на металлофоне. Упражнение с молоточками
без музыки. «Андрей-воробей» Е. Тиличеевой. Песня «Солнышко встань» Б.
Барток
2, 3, 4. Развитие элементарных практических умений в игре на
металлофоне из 4 пластинок.
Теория. Формирование первоначальных умений игры на металлофоне.
Обучить правильному положению молоточка в руке, выполнить подготовительные
упражнения. Добиваемся отскакивания молоточка от пластиночки, стремимся к
красивому звуку.
У детей формируем умения:
- играть на металлофоне. Поступенно движение мелодии вверх и вниз;
- передавать на знакомых музыкальных инструментах простой ритмический
рисунок мелодии;
- уметь в движении показать паузу (разводят руками или присаживаются)
15
16
Продолжать учить передавать на ударных (ритмических) инструментах
метрическую пульсацию и сильную долю.
Передача различным ритмическим рисунком имя друга (Оля – Оленька,
Коля – Коленька и т.д.). Звукоподражание голосам животных и птиц.
Конструктивные импровизации на металлофоне.
Практика. Игровые упражнения «Дождик», «Часики», «Ручейки», «Дятел»,
«Цыплятки», «Птички», «Лесенка» Е. Тиличеевой, «Мышка» индивидуальная
работа. «Лесенка» Е. Тиличеевой; «Василек», рус.нар.песня; «Зайка»,
рус.нар.песня; «Андрей-воробей» рус.нар.песня. «Гавот» Ф. Госсека; «Часики» М.
Вольфензона; «Бульба», белорус, нар.мелодия. Импровизация, ритмический
рисунок, звукоподражание. Музыкально-дидактическая игра «Где мои детки» Н.
Кононова. Шум дождя – звуки природы. Голоса животных –звуки
Апрель.
1, 2. Элементарная музыкальная грамота.
Теория. Формируем понятия «долгие и короткие звуки» - та та ти-ти та.
Длинные, короткие ноты.
Практика. Музыкальные упражнения на проекторе «В лесу» на развитие
чувства ритма. Прослушивание, сравнение. Развивающие мультфильмы про ноты.
«Полька» М. Глинки; «Поезд» Н. Метлова; «Маленький вальс» Д. Кабалевского.
3, 4. Наш оркестр.
Теория. Формирование умений своевременно вступать и заканчивать свою
партию, соблюдая общий темп и динамику. Слышать смену музыкальных фраз,
предложений, частей. В шумовом оркестре вместе вступать и заканчивать игру.
Соблюдать общий темп и динамику.
Практика. Коллективное исполнение. Грамзапись любой русской народной
мелодии; «Полька» М. Глинки; «Музыкальная шкатулочка» С. Майкапара.
«Колесико», латыш, нар.танец, обработка И. Арсеева.
Май
1. Настоящие музыканты.
Теория. Познакомить с конструктивными особенностями и приемами игры
на ударных ритмических инструментах (кастаньеты, треугольник, трещотка,
тарелки).
Практика. Рассказ об оркестре, о музыкантах. Наглядный показ (слайды,
презентации). Слушание: «Рожок пастуха» (рус.нар.мел.). Упражнения-игры:
«Ноги и ножки» Е. Тиличеева, «Водичка», «Конь ретивый» (рус.нар.потешки).
2, 3. Наше творчество.
Теория. На музыкальных инструментах попытаться изобразить движения
различных животных (ходит медведь, прыгает зайчик, поет птичка и т.д.)
Конструктивные импровизации на кастаньетах, барабане, бубне, колокольчиках,
ксилофон трубчатый и других.
16
17
Практика. Создание ритмического рисунка, изображение на детских
музыкальных
инструментах
движений
разных
животных,
импровизации.Музыкальные мультимедийные клипы. Оркестровки.
4. Наш оркестр.
Теория. Закрепление умений в коллективной игре на детских музыкальных
инструментах. Отрабатывание умений своевременно вступать и заканчивать свою
партию, соблюдая общий темп и динамику. Слышать смену музыкальных фраз,
предложений, частей. Музыкальные инструменты по выбору детей.
Практика. Коллективная игра на знакомых инструментах. «Месяц май» Е.
Тиличеевой
Учебный (тематический) план (5 – 6 лет)
№
п/п
Наименование темы
Общее
кол-во
часов
В том числе
теория
практика
1
Организационное занятие
«Юные оркестранты»
1
0,5
0,5
2
«Металлофон. Строение
металлофона»
«Бубен. Строение бубна»
«Разновидности бубнов»
«Ложки деревянные как
музыкальный инструмент»
3
1
2
2
1
1
1
0,5
0,5
3
4
5
«Колокольчик. Его строение»
2
1
1
6
«Барабан. Строение барабана»
2
1
1
7
«Треугольник. Тембр. Способы
игры»
2
1
1
1
0,5
0,5
8
2
6
Знакомство с инструментами:
шум океана
Игра в оркестре.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Знакомство с инструментами:
Мелодика духовая
2
1
1
8
9
10
11
12
«Маракас как музыкальный
инструмент»
Игра в оркестре.
17
Формы
аттестации/
контроля
Опрос,
творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Опрос,
творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Опрос,
творческое
задание
Творческое
задание
Выступление
Творческое
задание
Творческое
задание
Опрос,
творческое
задание
18
13
Игра в оркестре.
10
2
8
ИТОГО:
36
12,5
23,5
Выступление,
открытое
занятие.
Содержание учебного (тематического) плана (5 – 6 лет)
Сентябрь
1. Организационное занятие «Юные оркестранты»
Теория. Познакомить детей с видами оркестров (симфонический, духовой,
оркестр народных инструментов), с инструментами разных видов оркестров.
«История возникновения оркестра, ансамбля» «Инструменты дирижера»
«Инструменты симфонического оркестра»
Практика. Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение коротких
произведений. Слушание произведений в исполнении Образцового военного
оркестра Почетного караула, симфонического оркестра под управлением В.
Гергиева, оркестра народных инструментов. Чтение «Музыка всюду живёт» В.
Семернина, «Три оркестра» Л. Яковлева.
2, 3, 4. «Металлофон. Строение металлофона».
Теория. Продолжить знакомство с металлофоном, развивать умения игры на
металлофоне. Отработать навык самостоятельно брать и правильно держать
молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по
кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на
столе с поворотом кисти. Разучить с детьми партии музыкальных произведений.
Практика. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки
разного размера, молоточек. Упражнения, ритмодекламация «Дидили, дидили»,
р.н.п. Знакомство с внешним видом. Учить правильному звукоизвлечение. Игры на
развитие тембрового слуха «Какой инструмент звучит?» Чтение стихотворения
«Сколько нот?» А. Шевченко
Гамма до-мажор: Восходящая (одной рукой, двумя руками) Нисходящая
(одной рукой, двумя руками). «Песенка про ноты» музыка и слова Ж. Маталлиди
«Киска» муз. Г. Куриной; «Жучок» муз. А. Филиппенко, «Моя песенка» слова и
музыка В. Кривилева.
Октябрь
1, 2. «Бубен. Строение бубна». «Разновидности бубнов».
Теория. Продолжить знакомить детей с бубном. Формировать умение
определять на слух звучания различных бубнов, показ. Развивать приемы игры на
бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Совершенствовать
умения правильно держать бубен в левой руке — ударять правой рукой,
встряхивание производить правой рукой.
Практика. Рассказ об устройстве бубна: корпус, донце, ямка, металлические
пластинки, бубенчики. Беседа о разных видах бубнов: малые, средние, большие
концертные, с бубенчиками и без бубенчиков. Беседа о зависимости громкости
18
19
звука, извлекаемого бубном, от его размера, количества бубенчиков и силы удара.
Ритмодекламация «Еду, еду» р.н.п. Дидактическая игра «Сыграй, как я», «Полька»
лат.н.м., обр. Я. Кепитиса.
3. «Ложки деревянные как музыкальный инструмент».
Теория. Продолжать обогащать знания детей о ложках, познакомить детей с
разновидностями ложек, их описанием: расписные, деревянные, металлические,
большие, маленькие, пластмассовые. Формировать умение прислушиваться к
звучанию различных ложек, определять на слух большие и маленькие, деревянные,
металлические и пластмассовые. Продолжать формировать умения детей
правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке»
приемом «ладушки». Развивать умение детей в игре на ложках.
Практика. Беседа о строении ложки: палочка-ручка, пяточка. Как
извлекается звук. Обыгрывание народной потешки «Танцевала репа с маком».
Ритмодекламация «Где спит рыбка?», стихотворение И. Токмаковой, «Светит
месяц» р.н.м.
4. «Колокольчик. Его строение».
Теория. Формировать умение определять на слух звучания различных
колокольчиков: громко, тихо, нежно, звонко, мелодично, протяжно — в
зависимости от вида и приема игры (трель, удар палочкой, пальцем, встряхивание).
Развивать умение детей игры на колокольчиках. Закрепить приемы игры: удар
палочкой, встряхивание толчок пальцем.
Практика. Рассказ о строении колокольчика: юбочка, язычок, ушко. Показ
различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские. «Веселый
колокольчик» муз. В. Кикты. Музыкальная считалочка «Наши уточки с утра».
Ноябрь
1. «Колокольчик. Его строение».
Теория. Продолжать обучение приему «трель». Закрепить умение
правильно держать колокольчик: вертикально, не зажимать кисть, свободно
потряхивать и ставить на ладошку. Закрепить навык игры на колокольчиках.
Практика. «Веселый колокольчик» муз. В. Кикты. Музыкальная считалочка
«Наши уточки с утра».
2, 3. «Барабан. Строение барабана».
Теория. Развивать слуховое восприятие посредством прослушивания
звучания различных барабанов: больших, малых и железного барабана.
Продолжать знакомить детей с игрой на барабане. Показ приемов игры:
одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и
левой рукой, барабанная дробь.
Практика. Рассказ о строении барабана: корпус, два донца, палочки,
ремешок. Звукоизвлечение. Слушание музыки. Показ различных барабанов:
большого, малого, железного. Беседа о том, чем они отличаются друг от друга.
19
20
Ритмодекламация «Ёжик и барабан» Г. Виеру; «А у меня есть барабан», музыка и
слова Э. Фримерт.
4. «Треугольник. Тембр. Способы игры».
Теория. Познакомить детей с внешним видом инструмента и правильным
звукоизвлечением.
Практика. Показ инструмента, рассказ о его строении. Звукоизвлечение
(удары, трель). Слушание музыки. Обьяснение.
Декабрь
1. «Треугольник. Тембр. Способы игры».
Теория. Продолжать учить детей играть на треугольнике различными
приёмами игры на нём.
Практика. Ритмодекламация «Шла веселая собака», стихотворение Н.
Пикулёвой; «Голубые канарейки» музыка неизвестного автора. Использование
фонограммы под сопровождение.
2. «Маракас как музыкальный инструмент.
Теория. Развивать умение на слух определять различные маракасы.
Прослушивание звучания разнотембровых маракасов: гремящих, звенящих,
шуршащих и др., в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех
этих инструментов. Продолжать знакомить детей с приемами игры на маракасе:
встряхивание, удар по ладошке, удар ножкой по столу, игра на двух маракасах
одновременно.
Практика. Рассказ о строении и устройстве маракаса: ножка, наполнитель,
футляр емкость для горошин. Показ различных видов маракасов: с ножкой и без
ножки, различной формы, кожаные, деревянные, пластмассовые и др.
Ритмодекламация «Жужжалочки» муз. Красновой «Если нравится тебе», эст.н.п.
обр. В. Агафонникова
3, 4. Игра в оркестре. Обучение игре на детских музыкальных
инструментах (игра в ансамбле, игра в оркестре).
Теория. Продолжить знакомить детей с партиями музыкальных
произведений. Разучить отдельные партии музыкальных произведений (Флейта – у
педагога, треугольник, бубен, литавры, колокольчик, барабан).
Практика. Инд. упражнения, коллективное исполнение. «А у меня есть
флейта» музыка и слова Э. Фримерт. Речевая игра с аккомпанементом детских
музыкальных инструментов
Январь
1 - 4. Игра в оркестре. Обучение игре на детских музыкальных
инструментах (игра в ансамбле, игра в оркестре).
Теория. Продолжить знакомить детей с партиями музыкальных
произведений. Разучить отдельные партии музыкальных произведений (Флейта – у
педагога, треугольник, бубен, литавры, колокольчик, барабан).
20
21
Практика. Инд. упражнения, коллективное исполнение. «А у меня есть
флейта» музыка и слова Э. Фримерт. Речевая игра с аккомпанементом детских
музыкальных инструментов
Февраль
1, 2. Игра в оркестре. Обучение игре на детских музыкальных
инструментах (игра в ансамбле, игра в оркестре).
Теория. Продолжить знакомить детей с партиями музыкальных
произведений. Разучить отдельные партии музыкальных произведений (Флейта – у
педагога, треугольник, бубен, литавры, колокольчик, барабан).
Практика. Инд. упражнения, коллективное исполнение. «А у меня есть
флейта» музыка и слова Э. Фримерт. Речевая игра с аккомпанементом детских
музыкальных инструментов
3. Знакомство с инструментами: шум океана.
Теория. Показ правильной игры на инструменте. Совместное исполнение.
Практика. Использование фонограммы. Совместная ига на инструментах.
Музыкальная игра «Мирные и воинственные»
4. Игра в оркестре. Обучение игре на детских музыкальных
инструментах.
Теория. Разучить с детьми отдельные партии музыкальных произведений
(треугольники, бубны, колокольчики, металлофоны, литавры).
Практика. «Полька» муз. Д. Львова-Компанейца. Речевая игра с
аккомпанементом детских музыкальных инструментов. «Маленькая птичка, где
была?» текст Ю. Тенфьюрда
Март
1, 2. Знакомство с инструментами: мелодика духовая.
Теория. Показ правильной игры на инструменте. Совместное
исполнение.
Практика. Музыкальная игра «Найди водящего». Использование
фонограммы. Исполнение музыкального сопровождения педагогом.
3, 4. Игра в оркестре. Обучение игре на детских музыкальных
инструментах
Теория. Разучить с детьми отдельные партии музыкальных произведений
(бубны, треугольники, металлофоны, флейта - у педагога). Упражнять в чистоте
исполнения каждого инструмента, каждой партии. Развивать ритм и динамику
исполнения.
Практика. Инд. упражнения, коллективное исполнение. «Полька-шутка»
р.н.м., обработка Т. Ломовой. Речевая игра с аккомпанементом детских
музыкальных инструментов: «Едет матушка Зима», авторская методика Т. Боровик.
21
22
Апрель, май.
1. Игра в оркестре. Обучение игре на детских музыкальных
инструментах
Теория. Разучить с детьми отдельные партии музыкальных произведений
(бубны, треугольники, металлофоны, флейта - у педагога). Упражнять в чистоте
исполнения каждого инструмента, каждой партии. Развивать ритм и динамику
исполнения.
Практика. Инд. упражнения, коллективное исполнение. «Полька-шутка»
р.н.м., обработка Т. Ломовой. Речевая игра с аккомпанементом детских
музыкальных инструментов: «Едет матушка Зима», авторская методика Т. Боровик.
2. Игра в оркестре. Обучение игре на детских музыкальных
инструментах
Теория. Разучить с детьми отдельные партии музыкальных произведений
(металлофоны, хрустальные колокольчики, треугольники и другие). Упражнять в
чистоте исполнения каждого инструмента, каждой партии, работаем над ритмом и
динамикой.
Практика. Инд. упражнения, коллективное исполнение. «Вальс», муз. И.
Кальмана «История любви» музыка Ф. Лея. Дидактические игры «Телеграмма»;
«Эхо», «Внимание».
3 - 5. Игра в оркестре. Обучение игре на детских музыкальных
инструментах
Теория. Разучить с детьми отдельные партии музыкальных произведений
(ложки, маракасы, бубны, треугольники, металлофоны и другие). Упражнять в
чистоте исполнения каждого инструмента, каждой партии, работа над ритмом и
динамикой. Закрепить приемы игры на инструментах.
Практика. Инд. упражнения, коллективное исполнение. Игра на внимание
«Игра в кругу», «Беседа», «Песня старого извозчика» муз. Н. Богословского,
«Полька – Анна» муз. И. Штрауса. Повторение пройденного материала.
6 - 7. Игра в оркестре. Обучение игре на детских музыкальных
инструментах
Теория. Разучить с детьми отдельные партии музыкальных произведений
(металлофоны, бубны, треугольники, скрипка – у педагога). Упражнять в чистоте
исполнения каждого инструмента, каждой партии, работа над ритмом и динамикой.
Закрепить приемы игры на инструментах.
Практика. Инд. упражнения, коллективное исполнение. Дидактические
игры «Дирижёр», «Делай с музыкой», «Оркестр», «В трактире Чингилинги»
музыка П. Вильмо.
8. Игра в оркестре. Выступление детей
Теория. Трансляция умений и навыков, приобретённых детьми за учебный
год, в игре на детских музыкальных инструментах
Практика. Творческий отчёт. Выступление детей
22
23
Планируемые результаты освоения Программы
Первый год обучения (4 - 5 лет)
Личностные результаты:
1. Формирование уверенности в себе: Дети отделяют свои музыкальные
достижения от мнения окружающих, ощущают гордость за участие в коллективных
заданиях.
2. Развитие эмоционального интеллекта: Способность выражать свои эмоции
через музыку и понимать эмоции других детей, используя музыкальные
инструменты как средство общения.
3. Стимулирование к сотрудничеству: Умение работать в команде,
принимать и уважать мнения других ребят, совместно принимать решения в
музыкальных играх.
Предметные результаты:
1. Знание музыкальных инструментов: Дети смогут называть и распознавать
основные музыкальные инструменты, понимать их назначение и особенности
звучания.
2. Овладение простыми музыкальными навыками: Умение играть на простых
музыкальных инструментах (например, бубен, ксилофон) и воспроизводить
простые ритмы и мелодии.
3. Использование музыкальной терминологии: Знакомство с основными
музыкальными терминами, такими как "ритм", "мелодия", "звучание", "громко",
"тихо".
Метапредметные результаты:
1. Развитие слухового восприятия: Улучшение сенсорного восприятия,
способность различать звуки по высоте, тембру и длине.
2. Критическое мышление: Дети учатся проводить простые наблюдения и
делать выводы о том, как звук меняется при использовании различных материалов
и техник игры.
3. Навыки саморегуляции: Умение сосредоточиться и удерживать внимание
в процессе музыкальной практики, а также осознание необходимости соблюдения
очереди при игре на инструментах.
Второй год обучения (5-6 лет)
Личностные результаты:
1. Формирование положительной самооценки: Дети развивают уверенность в
своих музыкальных способностях, учатся гордиться своим участием в
коллективных музыкальных мероприятиях.
2. Эмоциональная выразительность: Способность передавать свои чувства и
эмоции через музыку, понимание эмоций, выражаемых другими участниками.
3. Развитие коммуникативных навыков: Умение общаться с участниками
группы, находить общий язык, обсуждать музыкальные идеи и совместно решать
возникающие проблемы.
23
24
Предметные результаты:
1. Знание музыкальных инструментов и их особенностей: Дети могут
называть, идентифицировать и описывать различные музыкальные инструменты,
понимать их роли в оркестре.
2. Овладение сложными музыкальными навыками: Умение играть на
инструментах, воспроизводить более сложные ритмы и мелодии, а также исполнять
простые музыкальные произведения в группе.
3. Развитие навыков чтения нот: Начальные навыки чтения простых
музыкальных записей, понимание основ нотоносца и использования музыкальных
символов.
Метапредметные результаты:
1. Развитие слуховой памяти: Умение запоминать и воспроизводить мелодии
и ритмы, развитие музыкального слуха.
2. Творческое мышление: Способность к импровизации и созданию
собственных музыкальных фрагментов в рамках групповой работы.
3. Навыки самоконтроля и внимательности: Умение следовать указаниям
педагога, сосредоточиться на задании и контролировать свое поведение во время
музыкальных занятий.
Комплекс организационно – педагогических условий реализации
программы
Календарный учебный график на 2025 – 2026 учебный год.
№
Основные
характеристики
п/п образовательного процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов в учебном году
5
Недель в I полугодии
6
Недель во II полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Выходные дни
1
Окончание учебного года
1
Сроки проведения контроля
1
Режим занятий
36
72
2
72
17
19
1 сентября
отсутствуют
3 – 4 ноября, 31
декабря – 9 января, 23
февраля, 9 марта, 1 мая, 11
мая
29 мая
0
1
2
24
15- 30 декабря, 15 –
29 мая
2 раза в неделю по
30 минут
25
Материально-техническое обеспечение Программы
Техническое оснащение занятий:
- Фортепиано.
- Проектор, ноутбук, экран.
- Компьютер, принтер.
- Мультимедиа презентации по лексическим темам, видеоматериалы.
- Магнитофон, диски с аудиозаписями;
Комплект детских музыкальных инструментов:
- ударные шумовые: маракасы, бубны, бубенцы, кастаньеты, треугольники;
- ударные мелодические: ксилофоны, металлофоны;
- ударные без определенной высоты звука: барабаны, тарелки.
Программно – методическое обеспечение
1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина.
– Москва: Просвещение, 2019.
2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего возраста [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Зимина. – Москва: ВЛАДОС, 2000.
3. Каплунова И.М. Программа «Наш оркестр», Санкт – Петербург, 2013.
4. Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до
школы" [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы. – Москва: Мозаика-Синтез, 2022.
5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников
[Текст] / Н.Г. Кононова. – Москва: Просвещение, 2018.
6. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах», Москва. Просвещение 1990.
7. Рытов Д.А. Оркестр в детском саду [Текст]: программа формирования
эмоциональной отзывчивости на музыку / Д.А. Рытов. – Москва: Линка-Пресс,
2017.
8. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа [Текст] /
Т.Э. Тютюнникова. – Москва: АСТ, 2008.
Электронные ресурсы
1. Федеральный образовательный портал "Российское образование"
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru
2. Социальная сеть работников образования "Наша сеть" [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru
Кадровое обеспечение
- Квалификация: музыкально – педагогическое образование. Владение
навыками игры на фортепиано и базовое владение детскими ударными и
шумовыми инструментами.
-Дополнительная подготовка: краткосрочные курсы по элементарному
музицированию, современным музыкально – педагогическим технологиям.
- Опыт работы: опыт работы не менее 2 лет с детьми дошкольного возраста.
25
26
Методические материалы
комплект графических партитур для детского шумового оркестра
альбом "Музыкальные инструменты"
картотека ритмических игр и упражнений для детей дошкольного возраста
фонотека музыкальных произведений для детского оркестра
видеозаписи выступлений образцовых детских оркестров
пособия для развития мелкой моторики и проведения самомассажа: бусы,
деревянные палочки, резиновые мячи, шишки, прищепки;
картотеки пальчиковой гимнастики, подвижных игр, оздоровительной
гимнастики
Оценочные материалы
Мониторинг уровня владения детьми навыками игры на музыкальных
инструментах является частью реализации дополнительной общеразвивающей
программы «Веселый оркестр».
В результате анализа индивидуальных данных педагог может значительно
быстрее, чем в процессе обычных коллективных занятий, изучить группу детей,
составить ее «портрет», а также выявить степень продвижения детей этой группы в
конце каждого года занятий как в плане развития музыкальных способностей, так и
уровня владения навыками игры на музыкальных инструментах
В мониторинге используется методика К.В.Тарасовой. Мониторинг проводится
в начале учебного года и в конце.
Мониторинг следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Это
индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические
игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в
инструментарии). Педагогу важно быть доброжелательным в общении с
дошкольником, помогать ему сориентироваться в задании посредством простых и
понятных вопросов, выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не поправляя
ответы.
Цель мониторинга:
индивидуальный контроль развития музыкальных способностей
дошкольников (игра на музыкальных инструментах);
выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны
в
своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции.
Категория оценивания
ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА
Уровень несформированности: ребенок решает предложенную ритмическую
задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая
пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.
Этот тип решения задачи характерен для большинства детей младшей группы и
является для них показателем «средневозрастного» уровня, поэтому если ребенок
этого возраста решает задачу по беспорядочному типу, мы относим его к среднему
26
27
уровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто-либо из малышей
исполняет задание более ритмично, то относим его к высокому уровню.
В то же время, если по беспорядочному типу решает эту задачу кто-либо из
детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это показатель низкого уровня
развития этой способности.
Уровень формирования: ребенок решает ритмическую задачу воспроизводя
только метрическую пульсацию (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями,
реже равномерными восьмыми или половинными). Этот тип решения характерен для
большинства детей средней группы и является для них показателем
«средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок
этого возраста решает задачи по беспорядочному или адекватному типу, его относят к
низкому и высокому уровню.
Уровень сформированности: Ребенок решает предложенную задачу по
адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение
длительностей звуков и пауз) без ошибок или 1-2 ошибки.
УРОВЕНЬ
РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ
–
МЫШЛЕНИЯ (по показателю словесных характеристик)
Уровень несформированности: ребенок не определяет вообще или не верно
определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может
сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находятся часть детей младшей
группы, а дети младшей группы, которые эмоционально реагировали на музыку,
внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее
общий характер, мы отнесен к среднему и высокому уровню.
Уровень формирования. Ребенок правильно определяет настроение достаточно
простой по содержанию пьесы, ориентируясь, комплекс средств музыкальной
выразительности, более тонко анализируя музыку. Благодаря этому, восприятие
музыкального художественного образа становится более адекватным, ребенок может
почти точно определить программу – название незнакомой пьесы.
Уровень сформированности. При восприятии музыкального художественного
образа у детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство
музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря
этому, возможность ошибки при определении настроения несложной музыки
становится минимальной, ребенок легко определяет название пьесы, может уловить
процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы, между собой.
ПРОДУКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
(творческое мышление)
Уровень несформированности. На самой ранней ступени развития процесса
импровизации имеет опробующий характер. Если это музыкальный инструмент то
дети его просто изучают, прислушиваются к его звучанию. Чаще они «гуляют» по
клавишам снизу-вверх и сверху вниз. Ритмическая структура проб беспорядочна.
Уровень формирования. В импровизациях ребенка превалирует ритм и чаще
всего отсутствует знакомая мелодия.
Уровень сформированности. В импровизациях на музыкальных инструментах
творчестве ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия,
изложенная чаще всего в форме периода, состоящих из двух предложений.
27
28
Импровизации детей отличаются большей оригинальностью по сравнению со
средним уровнем, и содержит наряду с плавными течениями мелодии, широкие
интересные скачки.
Инструментарий для выявления наличия музыкальных способностей в
ходе проведения мониторинга.
Эмоциональная отзывчивость
1. Предложить прослушать музыкальное произведение «Болезнь куклы»,
«Новая кукла» П.И.Чайковского, «Марш» Р.Шуман
2. Предложить импровизировать любую мелодию совместно с музыкальным
руководителем.
3. Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе
«Первая утрата» Р. Шуман, «Детская полька» М.Глинка.
Чувство музыкального ритма
1. Предложить воспроизвести ритм хлопками двух, трех длительностей по
показу музыкального руководителя.
2. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.
3. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок двух, трех длительностей.
Тембровый слух.
1. Игра «Теремок». Детям определить какой инструмент звучит (металлофон,
ксилофон, фортепиано, духовая гармоника, колокольчики, набор Перкуссия, барабан)
Звуковысотный слух
1. Дидактическая игра «Большие и маленькие» Детям предлагаются картинки
на которых изображены Животные, дети и т.д.
Список литературы
Литература для педагогов
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. - М.,
«Владос», 2004
2. Ветлугина Н.А, Кенеман А.В. Теория и методика музыкального развития в
детском саду. - М. «Просвещение» 1983
3. Ветлугина Н.А, Дзержинская И.Л. Музыкальные занятия в детском саду. М., «Просвещение», 1984
4. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., Просвещение, 1976
5. Великосельская И.А. Творческое музицирование как основа музыкального
воспитания детей // Музыкальная палитра. - 2002. - № 3.
6. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1982.
7. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах. - М., Просвещение, 1990.
8. Каплунова И.М., Наш весёлый оркестр. - методическое пособие С.П.,
Невская нота, 2013
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. // Программа музыкального
воспитания детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, Композитор, 2000.
10. Каплунова И. М., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм, - СПб.
Композитор, 2005.
28
29
11. Куликовская Т. А. Детский оркестр в детском саду / Т. А. Куликовская. –
Москва: Айрис-пресс, 2008.
12. Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе. - М., 2001
13. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. М., «Просвещение» «Владос», 1994
14. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное
воспитание дошкольников. - М., 1994.
15. Тарасова К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного
возраста.
16. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. –
Москва : Просвещение, 1988.
17. Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония»,
1994.
18. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа / Т. Э.
Тютюнникова. – Москва: АСТ, 2000.
Литература для детей
1.
«Звуки вокруг нас»: развивающее пособие для дошкольников / сост. Е.В.
Иванова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2021.
2.
«Музыкальные инструменты» (серия «Мои первые знания») - Москва:
Росмэн, 2022.
3.
«Музыкальные
инструменты»
(набор
карточек)
Москва:
Мозаика-Синтез, 2023.
4.
«Ритмические загадки»: картотека игр / сост. А.С. Петрова. - Москва:
Детство-Пресс, 2022.
3. Сапгир К. «О чем поют инструменты»: стихи для детей / К. Сапгир. Москва: Детская литература, 2020.
4. Судакова Е. А. Музыкальные инструменты: книжка с наклейками для детей
4-6 лет / Е. А. Судакова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2019.
5. Федотова М. В. Знакомим дошкольников с музыкальными инструментами:
демонстрационные картинки / М. В. Федотова. – Москва: Сфера, 2016. (Беседы по
картинкам).
Литература для родителей (законных представителей)
1. Виноградова Л.Н. «Музыка в нашей жизни»: руководство для родителей по
развитию музыкальных способностей детей / Л.Н. Виноградова. - Москва:
Просвещение, 2022.
2. «Играем в музыку дома»: сборник простых музыкальных игр / авт.-сост.
М.Ю. Картушина. - Москва: Линка-Пресс, 2022.
3. Ильина С. П. Музыкальный букварь: для занятий с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста / С. П. Ильина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. (Мир
вашего ребенка).
4. Тютюнникова Т.Э. «Домашний оркестр»: пособие для родителей по
музыкальному развитию детей / Т.Э. Тютюнникова. - Москва: АСТ, 2021.
29
30
5. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика:
учебное пособие для студентов музыкальных факультетов / Г. М. Цыпин. – Москва:
Академия, 2003.
Рекомендуемые музыкальные произведения для домашнего прослушивания
1. «Классическая музыка для детей» (аудиосборник) - Москва: Мелодия, 2023.
· П.И. Чайковский «Детский альбом»
· С.С. Прокофьев «Детская музыка»
· Р. Шуман «Альбом для юношества»
2. «Веселые ритмы»: сборник произведений для детского оркестра - Москва:
Вира-М, 2022.
30
31
31