1
2
3
Пояснительная записка
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный
план
муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения - детский сад № 419 (далее – МБДОУ № 419) на
2025 - 2026 учебный год разработан в соответствии со следующими
документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 08.08.2024);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
25.11.2022 1028 "Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования" (далее – ФОП);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС) (с
изменениями и дополнениями от 21 января 2019 года и 8 ноября 2022 года).
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г.
№ 08 – 249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
принцип развивающего образования (целью которого является развитие
ребёнка);
принцип научной обоснованности и практической преемственности;
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной
деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными
4
особенностями
воспитанников,
спецификой
и
возможностями
образовательных областей;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при организации
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
построение образовательного процесса с учётом возрастных особенностей
дошкольников, используя разные формы работы с детьми.
Программно – целевые основания
Учебный план разработан с учётом ФГОС ДО и ФОП ДО.
Для реализации образовательной программы дошкольного образования в
части, формируемой участниками образовательных отношений используются
следующие парциальные программы:
- Л.С. Русанова Программа раннего развития «Маленькие ладошки»;
- С.Н Николаева Программа «Юный эколог» для детей 3-7 лет;
- Л.В. Коломийченко Программа социально-коммуникативного развития и
социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра»;
- Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития
математических представлений у дошкольников;
- Колесникова Е.В. От звука к букве. Формирование звуковой аналитико
– синтетической активности дошкольников для предпосылки обучения
грамоте;
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Парциальная
образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников».
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений; количественные
характеристики с учётом СанПиН 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21).
Учебный план ДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно –
методическому комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области,
виды образовательной деятельности и виды деятельности детей,
предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), гарантирует ребёнку получение
комплекса образовательных услуг в соответствии с учреждённым
муниципальным заданием.
Учебный план ДОУ на 2025 – 2026 учебный год является локальным
нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и
объём учебного времени, отводимого на проведение занятий, при этом данное
распределение не является жёстко регламентированным и предусматривает
возможность варьирования и интеграции с учётом интересов детей.
5
Учебный год (образовательный период) начинается с 1 сентября 2025 года
и заканчивается 29 мая 2026 года. Детский сад работает в режиме пятидневной
рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной
частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений.
Выполнение обязательной части образовательной программы дошкольного
образования (далее – ОП ДО) составляет не менее 60 % от общего
нормативного времени, отводимого на освоение ОП ДО. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
вариативность образования, позволяет более полно реализовать социальный
заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально –
культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
В соответствии с ОП ДО в обязательной части учебного плана определено
время на проведение занятий, отведённое на реализацию 5 образовательных
областей.
В каждой образовательной области определены виды
образовательной деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития
ребёнка) по реализации поставленных задач в части формируемой участниками
образовательных отношений.
Каждой образовательной области соответствует определённый вид
образовательной деятельности:
Физическое развитие:
Здоровый образ жизни
Развитие представлений о своем теле и физических возможностях,
произвольность и координация движений
Движение и двигательная активность
Подвижные игры, физкультура и спорт
Социально – коммуникативное:
Гражданственность и патриотизм
Духовно – нравственное воспитание
Социальные отношения
Трудовое воспитание
Формирование основ безопасного поведения
Развитие финансовой культуры
Познавательное развитие:
Сенсорные эталоны и познавательные действия
Окружающий мир
6
Природа
Математические представления
Экологическое воспитание
Речевое развитие:
Формирование словаря
Звуковая культура речи
Грамматический строй речи
Связная речь
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи
Подготовка к обучению грамоте
Художественно – эстетическое развитие:
Приобщение к искусству
Народное декоративно – прикладное творчество
Прикладное творчество
Ручной труд
Конструктивная деятельность
Музыкальная деятельность
Театрализованная деятельность
Культурно – досуговая деятельность
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей отражено в расписании занятий. Занятия как «условные часы»
используются
как одна
из форм
образовательной деятельности,
предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой
участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане
отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС наиболее
характерные для каждого возраста детей.
Количество и продолжительность занятий устанавливаются в
соответствии с СанПин 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21 с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников групп.
Продолжительность занятий:
для детей от 1 до 2 лет – не более 10 минут;
для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут;
для детей от 3 до 5 лет – не более 15/20 минут;
для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут;
для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
7
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой
половине дня:
в группе раннего возраста не превышает 20 минут;
в разновозрастной группе (3 –5 лет) не превышает 30/40 минут;
в старшей группе не превышает 50 минут;
в подготовительной группе не превышает 1,5 часа.
В середине занятий статического характера проводятся физкультурные
минутки, динамические паузы. Перерывы между периодами занятий – не менее
10 минут.
Деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
В образовательном процессе используется интегрированный подход,
который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской
деятельности.
Один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста
круглогодично организовываются занятия по физическому развитию на свежем
воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских
противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей
погодным условиям.
8
Учебный план занятий
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 419
на 2025 – 2026 учебный год.
Направления
развития ребенка
(образовательная
область)
Группа раннего
возраста № 5
(1 – 2 года)
Нед/год
Распределение
Разновозрастная
группа № 2
(3 – 5 лет)
Группа раннего
возраста № 3
(2 – 3 года)
Нед/год
Нед/год
Обязательная часть
Старшая
группа № 1
(5 – 6 лет)
Подготовительная
группа № 4
(6 – 7 лет)
Нед/год
Нед/год
1 (через неделю) /17
1 /34
1/34
1/34
Познавательное развитие
Математическое
развитие (ФЭМП)
-
1/34
1 (через неделю) /17/
1 (через неделю) /17
Игры – занятия с
дидактическим
материалом (ФЭМП)
Ознакомление с
окружающим миром
1/34
-
-
-
1/34/
1/34
Расширение
ориентировки в
окружающем мире и
развитие речи
2/68
-
9
Познавательно –
исследовательская
деятельность
Ребенок и окружающий
мир
Реализуется в ежедневной совместной деятельности взрослого с детьми в различных видах деятельности,
самостоятельной деятельности детей и культурных практиках
-
1/34
Речевое развитие
Развитие речи. Основы
грамотности
-
-
1 (через неделю) /17/
1/34
1/34
1 (через неделю) /17
Приобщение к
художественной
литературе
Расширение
ориентировки в
окружающем мире и
развитие речи
Игры – занятия с
дидактическим
материалом (развитие
речи)
Развитие речи.
Художественная
литература
Реализуется в ежедневной совместной деятельности взрослого с детьми в различных видах деятельности,
самостоятельной деятельности детей
1/34
-
1/34
-
-
2/68
-
Художественно – эстетическое развитие
Изодеятельность (лепка
(ручной труд)).
Художественное
творчество
(аппликация)
-
-
1(через неделю)/34/
1(через неделю)/34
10
1(через неделю)/34
1(через неделю)/34
Изодеятельность
(рисование)
-
1/34
1/34/
2/68
2/68
1/34
Конструктивномодельная
деятельность
Музыкальная
деятельность
Реализуется в ежедневной совместной деятельности взрослого с детьми в различных видах деятельности,
самостоятельной деятельности детей и культурных практиках
2/68
2/68
2/68/
2/68
2/68
2/68
Театрализованная
деятельность
Культурно – досуговая
деятельность
Реализуется в совместной деятельности взрослого с детьми в различных видах деятельности, самостоятельной
деятельности детей и культурных практиках
Реализуется в совместной деятельности взрослого с детьми в различных видах деятельности, самостоятельной
деятельности детей и культурных практиках
Конструирование/
ручной труд
-
Лепка
Конструирование
-
1/34
1(через неделю)/34
-
Физическое развитие
Физическая культура
(зал, улица)
-
2/68
3/102/
3/102
Развитие движений
2/68
Социально – коммуникативное развитие
11
2/1/108
2/1/108
Гражданственность и
патриотизм
Социальные
отношения
Трудовое воспитание
Формирование основ
безопасности.
Игры – занятия со
строительным
материалом
Л.С. Русанова
Программа раннего
развития «Маленькие
ладошки»
Реализуется в ежедневной совместной деятельности взрослого с детьми в различных видах деятельности,
самостоятельной деятельности детей и культурных практиках
1/34
-
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Реализуется в ежедневной совместной
деятельности взрослого с детьми в
различных видах деятельности,
самостоятельной деятельности детей и
культурных практиках
Познавательное развитие:
Формирование
элементарных
математических
представлений Е.В.
Колесникова
«Математические
ступеньки»
Ознакомление с миром
природы С.Н.
Николаева «Юный
эколог»
-
-
1 (через неделю) /17/
1 (через неделю) /17
1/34
1 (через неделю) /17
-
-
Реализуется в ежедневной совместной деятельности взрослого с детьми в
различных видах деятельности, самостоятельной деятельности детей и
культурных практиках
Речевое развитие:
12
Подготовка к обучению
грамоте Е.В.
Колесникова «От звука
к букве»
Социально – коммуникативное развитие
Л.В. Коломийченко
Программа социальнокоммуникативного
развития и социального
воспитания детей
дошкольного возраста
«Дорогою добра»
Формирование основ
финансовой
грамотности
Стахович Л.В.,
Семенкова Е.В.,
Рыжановская Л.Ю.
«Азы финансовой
культуры для
дошкольников»
Количество занятий
10
Продолжительность
Не более 10 мин.
занятий
10/340
Итого занятий
(неделя/год)
-
1 (через неделю) /17/
1/34
1/34
1 (через неделю) /17
-
Реализуется в ежедневной совместной деятельности взрослого с детьми в
различных видах деятельности, самостоятельной деятельности детей и
культурных практиках
-
10/10
Не более 15 мин./
Не более 20 мин.
10/340/
10/340
10
Не более 10 мин.
10/340
13
1/9
(1 раз в месяц)
12
Не более 25 мин.
13/408
15
Не более
30 минут
15/510
14