Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Занимательная логика

1

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Условия реализации программы
Оценочные материалы
Список использованных источников

3 стр.
10 стр.
10 стр.
17 стр.
18 стр.
20 стр.
22 стр.

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная логика» (далее - Программа) составлена в соответствии с
нормативными документами:
●
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
●
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
●
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р;
●
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
●
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
●
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
●
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
●
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
●
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»;
●
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
●
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
●
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
3

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
●
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».
●
Письмо Минпросвещения России «О методических рекомендациях» от
29.09.2023 № АБ-3935/06.
С каждым годом прогресс окружающей жизни, развитие науки и техники
продвигается вперед. Современные дети живут и развиваются в эпоху
информационных технологий. В связи с этим на детей постоянно выливается большой
поток информации.
Такой быстрый темп прогресса ставит перед детьми высокий уровень познаний.
Задача педагогов заключается в том, чтобы выпустить из детского сада человека
любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью
решать интеллектуальные задачи. Именно поэтому развитие логического мышления –
это залог успешности выпускника детского сада, а эффективное развитие
интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных
проблем современности.
Особую ценность сегодня приобретает развитие у детей способности логически
и творчески мыслить, умение планировать свою деятельность, доказывать свою точку
зрения, быть самостоятельным и активным.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более
уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены
к школе.
Программа «Занимательная логика» — это программа логической подготовки
детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В программе отмечены
формулируемые знания и умения, а также выделена знаково – символическая
деятельность обучающихся, выполняющая роль средства усвоения знаний.
Актуальность программы:
В современном мире, где информация льется рекой, а задачи становятся все сложнее,
умение мыслить логически – это не просто полезный навык, а настоящий ключ к успеху.
Особенно важно заложить эту основу в раннем детстве, когда мозг ребенка наиболее
восприимчив к новым знаниям и умениям. Именно поэтому наша программа
«Занимательная логика» для детей 5-6 лет становится как никогда актуальной.
Почему «Занимательная логика» важна сегодня?
Подготовка к школе и жизни: Современные образовательные стандарты
делают акцент на развитии когнитивных способностей. "Занимательная логика"
помогает детям не только подготовиться к школьной программе, но и сформировать
фундамент для успешного обучения в будущем. Умение анализировать, сравнивать,
обобщать и делать выводы – это те навыки, которые пригодятся в любой сфере жизни.
 Развитие критического мышления: В эпоху фейковых новостей и
информационного шума умение отличать правду от вымысла, анализировать
информацию и формировать собственное мнение – жизненно необходимо. Наша


4

программа учит детей задавать вопросы, искать закономерности и не принимать все на
веру.
 Эмоциональный интеллект и социализация: Логические задачи часто
требуют совместной работы, обсуждения и поиска решений в команде. Это
способствует развитию коммуникативных навыков, умения слушать и слышать
других, а также формированию уважения к чужому мнению.
 Цифровая грамотность и адаптация: Современные дети растут в цифровом
мире. "Занимательная логика" помогает им осваивать цифровые инструменты с
пониманием, развивая алгоритмическое мышление, которое лежит в основе
программирования и работы с технологиями.
Отличительная особенность Программы
Программа соответствует возрастным особенностям детей и современным
требованиям:
 Игровой формат: дети лучше всего учатся через игру! Все задания
представлены в виде увлекательных игр, головоломок, загадок и творческих заданий.
Это делает процесс обучения радостным и мотивирующим;
 интерактивность и наглядность: используются разнообразные материалы:
яркие карточки, конструкторы, наглядные пособия, а также элементы цифровых
технологий (интерактивные задания, обучающие приложения). Это помогает детям
лучше воспринимать информацию и активно участвовать в процессе;
 комплексный подход: "Занимательная логика" – это не только про решение
задач. На занятиях развиваются:
- пространственное мышление: ориентация в пространстве, понимание форм
и размеров;
- внимание и память: умение концентрироваться, запоминать детали и
последовательности;
- аналитические способности: умение выделять главное, находить сходства и
различия;
- комбинаторные навыки: умение составлять и комбинировать элементы;
- творческое мышление: поиск нестандартных решений и оригинальных
подходов;
- актуальные темы и сюжеты: используются примеры из жизни детей, сказок,
мультфильмов, что делает задачи понятными и интересными. Мы также включаем
элементы, связанные с природой, космосом, наукой, чтобы расширить кругозор
ребенка;
- индивидуальный подход: учитывается то, что каждый ребенок уникален.
Занятия построены таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти для себя
интересные задачи и развиваться в своем темпе. Педагоги наблюдают за прогрессом
каждого ребенка и предлагают индивидуальные рекомендации;
- развитие самостоятельности и уверенности: постепенно усложняя задания и
предоставляя детям возможность самостоятельно находить решения, мы помогаем им
поверить в свои силы и стать более уверенными в себе.

5

Принципы построения и реализации Программы:
- принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе
положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его
ближайшего развития»;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей
умственного развития детей, индивидуального подхода к дошкольникам;
- принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций,
умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений
служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания;
- принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и
операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания,
использование в заданиях максимально разнообразного материала;
-деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях
сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных
операция и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию,
формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При
выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения,
оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
Основной формой является занятие, которое предполагает взаимодействие
педагога с обучающимся и строится на основе индивидуального подхода.
Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые
подгруппы, индивидуальные задания) в зависимости от целей учебно-познавательной
деятельности конкретного занятия. Это позволяет осуществлять дифференцированный
подход к детям, воспитывать у дошкольников учебно-коллективные навыки
взаимодействия со сверстниками.
Методы обучения:
- словесный – подача нового материала, объяснение, беседа, описание, вопросы,
ответы;
- наглядный – использование и показ упражнений, наглядных пособий,
зрительных ориентиров;
- практический – применение полученных знаний при выполнении заданий;
- использование занимательного материала (логические задачи и упражнения,
дидактический материал);
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение
задания.
Способы обучения:
1. Игровые занятия: Основной упор делается на игровые формы обучения.

Используются дидактические игры, головоломки, ребусы, лабиринты и другие
интерактивные задания, которые вовлекают детей в процесс обучения и делают его
интересным.
6

2. Проектная деятельность: Детям предлагаются небольшие проекты,
требующие логического анализа и принятия решений. Например, постройка из
конструктора по схеме, сортировка предметов по определенным признакам или
создание простой истории с заданным сюжетом.
3. Обсуждения и дискуссии: Организуются групповые обсуждения и дискуссии
по различным вопросам, требующим логического мышления. Дети учатся выражать
свои мысли, аргументировать свою точку зрения и слушать мнение других.
4. Индивидуальные задания: Предоставляются индивидуальные задания,
учитывающие уровень подготовки и интересы каждого ребенка. Это могут быть
упражнения на развитие внимания, памяти, логики и пространственного мышления.

Адресатом Программы являются дети в возрасте 5 - 6 лет.
Направленность Программы - социально - гуманитарная.
Объем Программы
Сроки реализации программы – 1 год.
Оптимальное количество детей в группе 8-10 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 72 часа в год.
Режим занятий:
- периодичность – с сентября по май;
- продолжительность занятий – 25 минут.
Формы контроля: тестирование, мониторинг, открытые занятия.
Уровневость - стартовый уровень
Формы обучения
Фронтальные занятия: Предназначены для ознакомления с новыми понятиями,
правилами и приемами логического мышления. Включают в себя объяснения педагога,
наглядные демонстрации, обсуждения и совместное решение примеров.
Групповые занятия: Ориентированы на развитие коммуникативных навыков и
умения работать в команде. Дети решают задачи совместно, обмениваются мнениями,
учатся слушать и понимать друг друга.
Индивидуальные занятия: Необходимы для работы с детьми, требующими
особого внимания, а также для углубленного изучения материала теми, кто проявляет
повышенный интерес к логике.
Виды занятий
 Игровые занятия: Логические задачи и упражнения подаются в игровой форме,
что способствует поддержанию интереса и мотивации детей. Примеры: головоломки,
лабиринты, настольные игры с логическим уклоном.
 Практические занятия: Дети выполняют задания, направленные на
закрепление полученных знаний и развитие практических навыков логического
мышления.
 Творческие занятия: Предполагают самостоятельную разработку логических
задач, придумывание историй с логическими загадками и т.п.
7

 Занятия-викторины: Проводятся в форме соревнований, где дети отвечают на
вопросы и решают логические задачи на время.

Характеристики, значимые для реализации программы.
Возрастные особенности детей.
Возраст от пяти до шести лет характеризуется, как период существенных
изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания
организма. Возраст 5-6 лет – значимый период детского развития. Это последний год
отрезка, где вырабатываются и устанавливаются важные психологические
образования, в будущем они станут основой для многих линий формирования важных
характеристик ребенка.
В 5-6 лет дошкольники уже способны наблюдать за объектами по собственному
желанию, проявляя произвольное внимание. Устойчивость внимания у детей 5-6 лет
достигает 20-25 минут, к тому же в этом возрасте дети способны одновременно
обращать внимание на 7-8 объектов. Развитие произвольного внимания влечет за собой
развитие произвольной памяти. Она возникает в то время, когда ребенок хочет чтонибудь вспомнить или запомнить. Любые стремления к запоминанию необходимо
поощрять, потому что это развивает такие незаменимые возрастные особенности детей
5-6 лет, как мышление, внимание, восприятие и воображение.
Главным в 5-6 лет, как и в предыдущем периоде, является наглядно-образное
мышление, но к концу возрастного периода начинает выражаться и логическое
мышление. Логическое мышление является высшей стадией развития детского
мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как
полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности
умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных
признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Логическое мышление включает в себя два вида: словесно-логическое и абстрактнологическое.
Развитие логического мышления у детей проходит два этапа. Сначала ребенок
усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, учится пользоваться
ими при решении задач, а далее им познается система понятий, обозначающих
отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.
В возрасте 5-6 лет возрастные и психологические особенности дошкольников
уже предполагают развитие возможности осознавать логичность рассуждений и
умения использовать слова.
Развитие абстрактно-логического мышления одновременно со словеснологическим дает детям способность оперировать понятиями и категориями, дает
возможность обобщать и анализировать, учит систематизировать свои знания,
помогает выстраивать причинно-следственные связи и т.д.
Дошкольный возраст знаменателен развитием понятия. Дети 5-6 лет уже могут
отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок
самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит
новый предмет известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию
соответствующими понятиями. У них формируются причинно-следственные связи,
общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без
опоры на образы.
8

В дошкольном возрасте активизируется функция воображения, сначала
возникает воссоздающее, а затем и творческое воображение, этому способствуют
различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых
образов и впечатлений. Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет
содержат развитие фантазии.
Речь дошкольников 5-6 лет позволяет мыслить не образами, а понятиями,
структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств.
Неустанно развивается грамматический строй речи, связная речь, звуковая сторона
речи и лексика. В разговорах детей проявляется богатый словарный запас и обобщения,
возникающие в данном конкретном периоде. Ребенок активно использует в своей речи
антонимы, синонимы, прилагательные, обобщающие существительные и т.д.
Психологическое развитие и становление личности ребенка к концу
дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 5-6 летнего
возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей
деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения родителей. Ребенок
становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время
занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У детей 5-6 лет формируется
рефлексия, т.е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе
внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной
сферы ребенка 5-6 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива
«я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Дети
стремятся к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат
общественной оценке и охватывают различные сферы. Формирование и уложение
данных образований дает возможность развиваться осознанию собственных
поступков, результатов, способах достижения, побуждения, чувствах, переживаниях и
т.д.
К концу дошкольного возраста, в 5-6 лет, у детей формируется ряд важнейших
психических
новообразований,
существенно
изменяющих
структуру
интеллектуальных процессов и способствующих возникновению элементов
логического мышления. Именно возраст 5-6 лет является сензитивным к усвоению
обобщенных средств и способов умственной деятельности, к дальнейшему развитию
логического мышления.
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда,
которую осваивает ребенок. Это умственный труд, труд сложный и интересный. Когото он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной
эмоцией удивления, открывающего дверь в мир, который хочется познать.
Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей
дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития –
проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Это утверждение
подтверждается тем, что одним из условий формирования логического мышления у
дошкольников является учет особенностей психического развития детей данного
возраста. Особенностью же является то, что все психологические новообразования
детей указанного периода отличаются незавершенностью. Это обуславливает
особенности их обучения, которое должно сочетать в себе черты игры и направленного
обучения, ориентируясь при этом на сложившиеся формы мышления – нагляднодейственное и наглядно-образное развитие новообразований: знаково-символической
функции, элементов логического мышления.
9

Цель и задачи Программы
Цель программы: развитие логического мышления и познавательной активности
дошкольников 5-6 лет.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
1)
способствовать формированию и развитию умения по основным формам
логического мышления:
- понятие: выполнять начальные логические приемы, связанные с усвоением
понятий;
- суждение: формулировать простые и составные высказывания (суждения) с
помощью связок «и», «или», «если», «то», «не»;
- умозаключение – овладеть некоторыми формами умозаключений;
2)
познакомить с системой знаков для обозначения признаков предметов;
3)
формировать умения и навыки – обдумывать и планировать свои
действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять
результат своих действий;
Развивающие задачи:
1) развивать у ребенка умение логически мыслить;
2) развивать умение самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и
синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, выяснять
закономерность, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать
представления и понятия;
3) развивать сообразительность, находчивость, внимательность.
Воспитательные задачи:
1) формировать умение работы в коллективе;
2) воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки;
3) воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих
действий и самоконтроля.
Содержание Программы
Программа включает работу, состоящую из трех этапов:
- диагностический этап, на котором проводится диагностика индивидуальных
особенностей участников группы (диагностика проводится в августе индивидуально с
каждым ребенком);
-основной этап, содержащий игровые занятия, которые посещают дети кружка;
- завершающий этап, на котором проводится контрольный диагностический срез
и отслеживаются полученные результаты (индивидуальные и с подгруппой)

10

Учебно-тематический план Программы
Количество часов

№
п/п

Название тем

1

Вводное занятие.
Техника
безопасности

2

Теория

Практика

Всего

Формы
контроля

0.5

0.5

1

Наблюдение, опрос,

Анализ

1

4

5

3

Синтез

1

11

12

Самостоятельная работа.
Опрос. Дидактическая игра
Логические задачи.
Самостоятельная работа

4

Сравнение

1

8

9

Логические задачи

5

Сериация
предметов

1

10

11

Самостоятельная работа.
Логические задачи

6

Обобщение
понятия

1

2

3

Опрос. Логические задачи.
Самостоятельная работа.

7

Ограничение
понятий

1

2

3

Логические задачи

8

Отрицание
понятий

1

5

6

Логические задачи

9

Абстрагирование

1

2

3

Самостоятельная работа

10

Классификация

1

6

7

Дидактическая игра.
Самоконтроль

11

Суждения

1

4

5

Опрос. Самостоятельная
работа. Творческие задания

12

Умозаключения

1

4

5

Опрос. Логические задания

13

Диагностика

-

1

1

Тестирование. Мониторинг

14

Итоговое
занятие

-

1

1

Открытое занятие

11.5

60.5

72

Всего

11

Содержание учебного (тематического) плана
Сентябрь
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Беседа по технике безопасности при работе с играми, игрушками,
дидактическими пособиями и материалами. Знакомство с темами занятий, с правилами
поведения в учреждении, кабинете.
Практика. Дети рассказывают правила поведения на кружке, знакомятся с
играми и дидактическими материалами, отвечают на вопросы педагога.
Анализ
Теория. Научить выделять качественные и количественные признаки
предметов, фиксировать знаками проявление каждого признака в предмете. Закреплять
знания, выделять качественные признаки предметов (цвет, форма, материал, свойства,
материала). Закреплять знания выделять количественные признаки предметов:
величина (длина, ширина, высота, толщина); размер (большой, маленький); площадь,
вес, вместимость. Накапливать у детей знания о признаках предметов. Продолжить
фиксировать знаками-символами проявление каждого признака в предмете.
Практика. Игры: «Отгадай предмет», «Кто самый внимательный», «Угадай, что
я загадала», «Подбери подходящий по форме предмет», «На что похоже», «Узнай
предмет по заданным предметам», «Подбор прилагательных», «Что бывает зеленого
(красного, желтого и т.д.) цвета
Игровые упражнения «Длинное-короткое», «Тяжелое-легкое», «Узкоеширокое», «Одинаковое-разное», «Высокое-низкое», «Толстое-тонкое», «Выбери
знаки-символы, указывающие признаки данной фигуры», «По знакам в таблице
определи признаки предмета и найди предмет».
Синтез
Теория. Учить по названным признакам определять сам предмет, мысленно
соединять части предмета, расчлененного в процессе анализа, выяснение их взаимных
связей в составе целого. Учить фиксировать знаками проявление каждого признака в
предмете.
Практика. Игры: «Найди такой же узор», «Волшебный мешочек», «Отгадай,
что я загадала», «Логические таблицы». Игровые упражнения «Составь фигуру из
счетных палочек» (предметы, растения, животные), загадки (на описание предмета).
Октябрь
Синтез
Теория. Продолжить развивать умение составлять фигуры из счетных палочек.
Учить составлять фигуры и буквы из счетных палочек. Продолжать составлять целое
из частей. Вызвать интерес составлять изображения из геометрических фигур.
Накапливать у детей опыт составление изображений из геометрических фигур.
Продолжить знакомить с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого
и части. Учить разбивать сложное задание на несколько простых. Закреплять навык
составления изображений как можно быстрее, на время. Дать возможность детям
думать и делать все самим и отыскивать ошибки тоже самостоятельно.
12

Практика. Игровые упражнения: «Составление многоугольников из счетных
палочек», «Изменение фигур с перестановкой палочек», загадки, «Составляем цифры»
(в пределах 10), «Составляем буквы». Игры: «Собери открытку», «Склеим картинку»,
«Составь букву», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», «Танграм»,
«Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», «Уникуб».
Ноябрь
Синтез.
Теория. Формировать навык работы в парах и малых группах.
Практика. Игры: «Уникуб», пазлы.
Сравнение
Теория. Научить понимать, что сравнивать два предмета, значит определять,
чем они похожи и чем отличаются. Закрепить умение, что при сравнении предметов
нужно указывать признак (основание сравнения), по которому сравниваешь. Закрепить
алгоритм сравнения. Продолжать способствовать умению сопоставлять предметы по
выделенному основанию и формулировать результат (одинаковые-разные, равныенеравные, больше-меньше и т.д.). Обобщать результат сравнения. Познакомить с
конструктором «Малыш-ГЕО». Закрепить знания свойств геометрических фигур.
Познакомить с логическими блоками Дьенеша. Закреплять умение обозначать словом
отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный)
Практика. Игровые упражнения: «Сравни ручку и карандаш», «Кто выше
ростом,», «Кто первый?», «Чья коробка?», «Чьи туфли?». Игры: «Одинаковые или
разные», «Найди такие же фигуры (не такие же фигуры), как эта по цвету (по форме,
по размеру, по толщине», «Найди синие фигуры (большие, квадратные, толстые и т.д.),
«Назови, какая это фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине)», «Одинаковые
по цвету, форме», «Похоже-непохоже», «Назови отличие», «Назови общее», «Чем
похожи и чем отличаются», «Отличается только одним признаком», «Найди отличия»,
«Найди одинаковые предметы», «Чем отличаются группы?», «Найди клад», «Угадайка», «Помоги муравьишкам».
Декабрь
Сравнение.
Теория.Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки
действий. Развивать способность к декодированию. Накапливать у детей опыт
сравнивать предметы по заданным свойствам. Развивать умения анализировать
предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Практика. Игры: «Построй дорожки», «Необычные фигуры», «Построй
домик». -«Дорожки», «Домино», «Найди пару», «Две дорожки».
Сериация.
Теория. Научить понимать, что значит расположить предметы в ряд по
определенному признаку. Закреплять навык выделять признак для упорядочения
предметов, располагать предметы в ряд по порядку возрастания (убывания)
выделенного признака (путем непосредственного сравнения). Учить строить
сериационный ряд. Учить изменять основание сериации и вновь упорядочивать
предметы. Находить место нового предмета в уже упорядоченном ряду. Показать, как
13

выполнять модель сериационного ряда в виде линий или полосок разной длины.
Познакомить с набором палочек (цвет, длина, форма, количество).
Практика. Игровые упражнения: расположить геометрические фигуры по
размеру, расскажи о том, что ты делаешь утром (днем и т.д.), используя картинки,
расставь части суток по порядку, начни с утра, выстроим матрешек по росту. Игры:
«Цифры в ряд», «Логические цепочки», расставь геометрические фигуры в
соответствии с героями сказки «Репка», расшифруй в знаке дни недели и назови их по
порядку, «Части суток», «Разложи полоски», разложи палочки на группы по цвету,
аппликация по образцу, «Что сначала, что потом», «Сложи сказку», «Расставь серию
сложенных картинок в заданной стихом последовательности».
Январь.
Сериация.
Теория. Упражнять в упорядочивании палочек по длине. Упражнять детей
раскладывать палочки по порядку (высоте, длине). Освоение состава числа (в пределах
10).
Практика. Игровые упражнения: составление поездов из «вагонов»
одинакового и разного цвета, одинаковой и разной длины, аппликация по образцу,
«Составь лесенку», «Сделай башню», «Найди палочку такой же длины», «Из каких
палочек можно составить число? (в пределах 10)», «Составь число из одинаковых
(разных) палочек», «Составь число (указывается число) из палочек определенного
цвета. Игры: «Выложи коврик», «Домики, в которых живут числа».
Обобщение понятия.
Теория. Учить находить для нескольких видовых понятий родовое, определять
родовой признак для данных видовых понятий.
Практика. Игровые упражнения: «Что не подходит?», «Найди, что пропущено»,
«Найди закономерность», «Расставь геометрические фигуры в таблице по правилу.
Игры «Продолжай».
Февраль
Обобщение
Теория. Учить использовать модель, знать обозначение всех ее элементов,
обозначать родовой признак специальным знаком, обобщать результаты и свой ответ.
Практика. Игры: «Отметь знаком признаки общие для всех фигур», «4-ый
лишний», «Разложи фигуры», «Что не подходит», «Назови одним словом».
Ограничение понятия
Теория. Учить находить видовые понятия для данного родового. Продолжать
учить правильно соотносить предметы, выполнять определенные задания, понимать
14

назначение моделей и обозначать с помощью знака родовой признак. Накапливать
опыт правильно находить видовые понятия для данного родового.
Практика. Игры: «Я знаю…», «Туда и обратно», «Кем был?», «Числовые
прятки», «Да - нет», «Кто кем будет», «Назови слова, которые начинаются на
определенную букву». Игровое упражнение «Пройди лабиринт».
Отрицание понятий
Теория. Учить определять, принадлежит видовое понятие данному родовому
или нет. Закрепить знания родовидовых отношений. Продолжить учить
расшифровывать слова с помощью моделей. Продолжать способствовать умению
находить и объяснять, что неправильно и как должно быть на самом деле. Развивать
умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить
логическую операцию «не».
Практика. Игровые упражнения: «Покажи не красный, большой круг; синий, не
большой, не прямоугольник и т.д.», «Отгадай слова, зашифрованные в рисунках»,
«Назови фигуру (цветок, животное), но не…», «Расшифруй и отгадай загадки». Игры:
«Что перепутал художник?», «Найди несоответствия», «Нелепицы», «Закончи
предложение», «Подумай и разложи» (раздели блоки – 1).
Март
Отрицание понятий
Теория. Развивать умение разбивать множество по двум, трем совместимым
свойствам, производить логические операции «не», «и», «или»
Практика. Игра «Подумай и разложи» (раздели блоки – 2, 3)
Абстрагирование.
Теория. Учить выделять существенные признаки понятия: а) к какой группе
относится родовой признак, б) чем отличается о других предметов этой группы
(видовые признаки). Называть признаки, без которых не может существовать
определенный предмет. Продолжить учить перечислять существенные и
несущественные признаки для данного предмета (явления).
Практика. Игровые упражнения: «Найди общие признаки у фигур», «Назови
существенные отличительные признаки (деревьев? домашних животных и т.д.)»,
«Назови признаки, без которых не может существовать ни один стол». Игры: «Поиск
закономерностей», «Мы положили в мешок», «Кто где живет», «Игра в слова».
Классификация
Теория. Учить понимать, что значит, разложить предметы на группы так, чтобы
в каждой группе были чем-то похожие предметы. Изображать модель классификации
с обозначением существенных признаков классов. Закреплять умение выполнять
15

классификацию по одному выделенному признаку.
Практика. Игровые упражнения: «Назови общий признак каждой группы»,
«Подели все фигуры из набора по определенному признаку», «Выбери знак для каждой
группы и назови общий признак группы», «Выполни задание, пользуясь цветными
карандашами». Игра «Геометрическое лото».
Апрель
Классификация
Теория. Закреплять умение выполнять классификацию по трем выделенным
признакам. Продолжать формировать умение правильно раскладывать (называть)
предметы на группы по определенным заданным признакам. Накапливать у детей
знания о разделении предметов на группы. Развивать у детей умения
классифицировать предметы по самостоятельно выделенным свойствам
Практика. Игры: «Геометрическое лото» (раздели на группы по заданному
принципу), «Логические таблицы», «Разложи геометрические фигуры»;, «Разложи
предметы» (свободная классификация), «Чудесный мешочек», «Отвечай быстро», «Что
бывает?», «Два (три) предмета», «Кто внимательнее», «Логический поезд», «Где чей
гараж», «Засели домики».
Суждения
Теория. Учить формулировать простые суждения, выполнять операции над
суждениями, образовывать сложные суждения с помощью связок «и», «или», «если,
то», «не», «потому что», использовать слова «все», «некоторые», «ни один».
Продолжать учить правильно формулировать простые и составные высказывания.
Закреплять умение формулировать простые и составные высказывания. Накапливать
опыт формулировать простые и составные высказывания.
Практика. Игровые упражнения: «Раскрась некоторые розы красным цветом.
Исправь ошибки, используя слова «все», «некоторые», «ни одна», «Рассмотри
картинку, ответь на вопросы, докажи свой ответ, «Верны ли высказывания?»,
«Придумай начало предложения», «Закончи предложение», «Закончи предложение:
одним из слов, данных в скобках используя союз «потому что», «что бы»», «Найди
связь между данным явлением и временем года, к которому оно относится», «Подробно
рассказать о представлениях, высказываемых каждым словом», «Объяснить смысл
пословицы, можно не употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях»,
«Объединить три далекие по смыслу понятия в небольшом рассказе». Игры:
«Дополнение фраз», «Что это значит», «Верно ли суждение», «Игра наоборот»,
«Заданное рассуждение», «Свободное рассуждение».

16

Май
Суждения
Теория. Накапливать опыт формулировать простые и сложные высказывания.
Практика. Игры: «Выручи инопланетянина», «Так бывает или нет», «Потому
что», «Кто скажет, кто знает, когда это бывает?» (загадки), «Я начинаю, а ты
продолжай».
Умозаключение
Теория. Учить формулировать правильные умозаключения: дедуктивные,
индуктивные, по аналогии, используя слова: «чей», «почему», «как ты думаешь»,
«ответь на этот вопрос», «прав ли», «ты согласен». Закреплять умение формулировать
правильные умозаключения. Накапливать опыт составления правильных
умозаключений. Учить рассуждать и делать вывод при отгадывании задачи. Закреплять
умение отгадывать логические задачи.
Практика. Игровые упражнения: «Чей путь до дома длиннее? Почему?»,
«Определи без счета, чего больше и у кого больше», «Как ты думаешь?», «Определи
какая связь между парами картинок», Игры: «Найди противоположности», «Найти
связь между предметами», «Найти и описать положительные и отрицательные стороны
данных явлений, событий», «На основании двух суждений сделать самостоятельное
умозаключение», «Подбери по аналогии недостающий предмет», «Аналогии»,
«Умозаключение по аналогии», «Закончи рассуждение», «Предпосылки», «Танграм»,
«Разложи по множествам» (Блоки Дьенеша), «Из каких палочек можно составить
число?» (палочки Кюизенера, «Я начинаю, а ты продолжай». Отгадывание логических
задач: задачи «Сравнение», задачи «Различия», задачи «Совмещение».
Диагностика
Практика. Тестирование
Итоговое занятие
Практика. Игры: «Узнай предмет по заданным признакам», «Выбери знакисимволы, указывающие признаки предмета (фигуры)». Игровое упражнение
«Изменение фигур с перестановкой палочек (счетные палочки)».
Планируемые результаты освоения Программы
Занятия кружка будут способствовать овладению детьми умением решать
проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится четко
и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на
сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а
значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить ему радость и
удовлетворение

17

Предметные результаты:
- выполнение логических приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, абстрагирования (выделение существенных признаков множества
однородных объектов);
- действия с помощью моделей;
- выполнение операций над понятиями: сложение, умножение, отрицание,
обобщение, ограничение, сериация, деление и классификация;
- комплекс различных игр и правила проведения интеллектуальных игр.
Метапредметные результаты:
- применять логические приемы мышления: анализировать, сравнивать,
упорядочивать, классифицировать предметы и явления, проводить рассуждения и
делать умозаключения;
- соблюдать последовательность в работе;
- формулировать истинные простые суждения и образовывать сложные
суждения (выражать мысли вслух, рассуждать, сравнивать);
- формулировать правильные умозаключения (делать выводы, разгадывать
кроссворды).
Личностные результаты:
- самостоятельности, инициативе, ответственности, целеустремленности;
- грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- проявлять положительные качества личности, упорство в достижении
поставленной цели;
- отстаивать свое мнение, организовывать свою деятельность и деятельность
других, эффективно работать в команде, с информацией
Комплекс организационно - педагогических условий реализации
Программы
Календарный учебный график на 2024 - 2025 учебный год

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

36
72
1
72
17
19
1 сентября
отсутствуют

18

9

Выходные дни

10
11

Окончание учебного года
Сроки проведения контроля

12

Режим занятий

- 4 ноября, 31 декабря 9 января, 23 февраля, 9
марта, 1 мая, 11 мая
29 мая
15 - 30 декабря, 15 - 29
мая
1 раз в неделю по 25 - 30
минут

Материально-технические условия:
Кабинет дополнительного образования
Оборудование: детские столы, детские стулья, стол для педагога, стул для
педагога, магнитная доска.
Кадровое обеспечение:
- Квалификация: Профессиональное образование (возможно, в области
педагогики или психологии).
- Дополнительная подготовка: Краткосрочные курсы по организации
развивающих игр и программ, направленных на развитие логического мышления.
- Опыт работы: Опыт работы не менее 2 лет с детьми дошкольного возраста.
Программно-методическое обеспечение:
1. Алябьева Е.А. Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет. - М.: ТЦ
Сфера 2018.
2. Беденко М.В. Логическое мышление; тетрадь для занятий с детьми. – М.: ВАКО,
2015.
3. Воронина Т.П., Воронина А.И. Логика в картинках для дошколят (книга 1,2). –
М.: «Грамотей», 2013.
4. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию
дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Авторы Лелявина
Н.О., Финкельштейн Б.Б.
5. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5-7
лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Кралина М.В. Логика. Учебное пособие для педагогов, воспитателей,
родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
7. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера (раздаточный материал) для работы с детьми 3-7 лет, Мозаика-Синтез,
2010.
8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Изд.
«Детство-пресс», 2000.
9. Страна Блоков и палочек. Сюжетно-дидактические игры с международными
материалами: логическими блоками Дьенеша, цветными счетными палочками
Кюизенера.
10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития»,
1977.
19

11. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом
дошкольника - М.: Книголюб, 2005.
Методические материалы: (средства реализации программы):
- крупные и мелкие разноцветные геометрические фигуры;
- карточки для совершенствования логических процессов: предметные картинки,
сюжетные картинки с изображением частей суток, времени года и др.;
- наборы разрезных картинок; Наборы карточек с логическими задачами,
головоломками, лабиринтами, ребусами и другими развивающими заданиями.
- таблицы, муляжи, игрушки, цифры, полоски, ленты разной длины и ширины и
прочая наглядность;
- специальные развивающие пособия: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги
Эйлера, пазлы, печатные пособия;
- счетные палочки;
-дидактические
игры:
«Танграм»,
«Колумбово
яйцо»;
конструктор
геометрический «Малыш-ГЕО», «Сложи квадрат», «Уникум», «Логико малыш», лото;
- знаки-символы;
- «Чудесный мешочек» с набором мелких игрушек и фигур;
- пластмассовый и деревянный строительный материал;
- фланелеграф, мольберт;
- наборы карандашей, фломастеров, маркеров;
- картотека «Логические игры и упражнения для старших дошкольников»;
- настольные игры (шашки, шахматы, домино, лото), конструкторы, пазлы и
другие игры, развивающие логику и пространственное мышление;
- книги с логическими задачами, головоломками и упражнениями, а также
методические пособия для педагогов.
Оценочные материалы
Для оценки планируемых результатов проводится индивидуальная и групповая
диагностика в начале (август) и по завершению программы (май).
Исследования уровня развития словарно-логического мышления и операций
мышления, проводимые в августе, позволяют определить исходный уровень развития
логического мышления ребенка. Итоговая диагностика предусматривает выявление
индивидуальной динамики развития ребенка и не допускает сравнения его с другими
детьми.
МЕТОДИКИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.Тест «Невербальная классификация» (для детей 5-7 лет)
Цель
Оценить уровень образно-логического мышления, операции анализа и
обобщения.
Стимульный материал
Картинки с изображением предметов, относящихся к двум классам близких по
смыслу понятий (20 штук).
20

Взрослый просит ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинает
раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После
того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, предлагает ему
разложить картинки дальше, раскладывает первые две картинки (например, волк и
корова), затем подкладывает еще одну правильно (например, под корову
подкладывается картинка, где нарисована овца). Передав картинки ребенку, взрослый
молча наблюдает за его деятельностью. Если ребенок ошибается, взрослый молча
перекладывает картинку в нужную группу. По окончании работы взрослый спрашивает
ребенка, почему тот разложил картинки на эти две группы и какое название он может
дать этим группам.
Анализ результатов
В норме классификация картинок занимает не больше 5-7 мин, медлительные
дети делают это за 8-10 мин. Главное внимание обращается на характер работы и
количество ошибок.
Средний уровень развития словесно-логического мышления. Ребенок допускает
2-3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, правильно называет группы
обобщающим понятием.
Низкий уровень. Ребенок допускает более 5 ошибок, раскладывает их хаотично,
дает название не всем группам.
Взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как
правило, детям говорят: «а зачем ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут
тигр, лев, волк, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или джунглях.
Это – дикие животные, а лошадь – домашнее животное, она живет с человеком, и эту
картинку надо положить в ту группу, где корова, свинья». После этого классификацию
доводят до конца, но не оценивают. Для диагностики мышления и процесса
обучаемости ребенку дают другой набор карточек и в этом случае работу не прерывают
даже тогда, когда он допускает ошибки.
2. Тест «Нелепицы» (для детей 5-7 лет)
Цели
1.
Оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем
мире и о логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира
(животными, их образом жизни, природой).
2.
Оценить умения ребенка рассуждать логически и грамматически
правильно выражать свою мысль.
Стимульный материал
Картинка с изображением 7 нелепиц.
Педагог предлагает ребенку посмотреть на картинку и сказать, все ли находится
на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь ребенку покажется не так, не
на месте или неправильно нарисовано, он должен указать на это и объяснить, почему
это не так и как должно быть.
Вначале ребенку показывают картинку с нелепицами. Во время рассматривания
ребенок получает инструкцию.
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто
называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом
деле должно быть.

21

Время экспозиции рисунка и выполнения задания – 3 мин. За это время ребенок
должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему
не так и как на самом деле должно быть.
Анализ результатов
10 баллов – за отведенное время (3 мин) ребенок заметил все 7 нелепиц, успел
удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть;
8-9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3
из них не сумел объяснить или сказать, как должно быть на самом деле;
6-7 баллов – ребенок отметил и заметил все нелепицы, но 3-4 из них не успел до
конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
4-5 баллов - ребенок отметил и заметил все нелепицы, но 5-7 из них не успел за
3 мин до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть;
2-3 балла – за 3 мин ребенок не успел заметить 1-4 нелепицы, а до объяснения
дело не дошло;
0-1 балл – за 3 мин ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц.
Выводы об уровне развития:
очень высокий – 10 баллов;
высокий – 8-9 баллов;
средний – 4-7 баллов;
низкий – 2-3 балла;
очень низкий – 0-1 балл.
Список литературы
Для педагогов:
1.
Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебнометодическое пособие. – М., 2003.
2.
Алябьева Е.А. Как развивать логическое мышление у ребенка 5-8 лет М.: ТЦ Сфера, 2018.
3.
Жукова Л. Игры на развитие мышления для детей 5-6 лет URL:
Maam.ru>detskijsad/razvitie. 2015.
4.
Диагностика умственного развития дошкольника под ред. Л.А.Венгера
– М.: Педагогика, 1969.
5.
Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: «Академия
развития», 1998.
6.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей
дошкольного возраста сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М.: просвещение, 1989.
7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.
Изд. «Детство-пресс, Санкт-Петербург, 2000.
8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов - Ярославль: «Академия развития» 1997.
9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.
– Ярославль: «Академия развития» 2007.
10. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом
Дошкольника. – М.: Книголюб, 2005.

22

Для родителей (законных представителей):
1. Гончарова И. П. Занятия по логике для детей дошкольного возраста. —
Казань: Издательство "Балапан", 2022.
2. Кравцова О. Н. Занимательная логика для детей 5-6 лет. — М.:
Издательство "Просвещение", 2019.
3. Михайлова Н. Н. Логические игры и задания для дошкольников. — СПб.:
Издательство "Кумон", 2020.
4. Павлова С. И. Логические задачи и игры для детей 5-6 лет. — Владимир:
Издательство "Свети", 2021.
5. Смирнов А. Б. Развиваем логику вместе с детьми. — Екатеринбург:
Издательство "Урал", 2021.
6. Соколова Т. А. Интеллектуальные игры для малышей. — Ростов н/Д:
Издательство "Феникс", 2018.
7. Тихомирова Е. В. Логика для самых маленьких: методические
рекомендации для родителей. — Новосибирск: Издательство "Сибирское
образование", 2023. — 110 с.
Для детей:
1. Гинзбург М. Я. Занимательные задачи для умных деток. — Новосибирск:
Сибирское образование, 2023.
2. Кочетова С. В. Занимательная логика для детей. — СПб.: Детский мир,
2020.
3. Кравцова, О. Н. Развиваем логику. Задачи и задания. — Алматы: Балапан,
2021.
4. Мещерякова И. А. Логические задачки для дошкольников. — М.:
Просвещение, 2019.
5. Михайлова Н. Н. Логика. Интеллектуальные игры для детей. — Ростов
н/Д: Феникс, 2018.
6. Соколова Т. А. Игры на развитие мышления. — Ярославль: Киндер, 2017.
7. Смирнов А. Б. Весёлые логические задачи. — Екатеринбург: Урал, 2022.
8. Тихомирова Е. В. Логические игры и задачи для детей 5-6 лет. — Казань:
Мастер-класс, 2021.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».