Дополнительная образовательная программа Безопасная дорога - уровень Я-пешеход

1

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Условия реализации программы
Оценочные материалы
Список литературы

3 стр.
10 стр.
12 стр.
19 стр.
20 стр.
22 стр.
22 стр.

2

Пояснительная записка.
Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он
переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес, и
совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на
дорогу за укатившимся мячом, или неожиданно появиться на дороге на велосипеде,
роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта.
В целом поведение детей можно обозначить следующей формулой «Чем опаснее
ситуация на дороге, тем в большей степени ребенок теряется, не зная, что делать, и
поэтому более медленно и неправильно принимает решение».
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным
из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня,
в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с
раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема
обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно
актуальной.
Ребенок — это живой «материал», на основе которого можно сформировать
новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и
ответственность.
Поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Безопасная дорога-уровень «Я - пешеход» (далее Программа), реализуемая
МБДОУ-детский сад № 419, направлена на обучение дошкольников правилам
дорожного движения и профилактику дорожно-транспортных происшествий. Чем
раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше
будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Данная программа
является современным педагогическим средством формирования социальной
компетентности дошкольников в вопросах безопасности жизнедеятельности.
Содержание программы основано на интеграцию социального, общекультурного,
спортивно-оздоровительного направления развития личности детей во внеурочной
деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования. Методические материалы программы имеют
практико-ориентированный характер, предназначены для проектирования
оптимальных педагогических условий, воспитание право послушного поведения и
обучения детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Программа «Безопасная дорога – уровень «Я - пешеход»» разработана в
соответствии с нормативными документами:
●
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
●
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
●
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р;

3

●
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
●
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
●
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
●
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
●
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
●
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
●
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
●
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
●
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении
методических
рекомендаций»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
●
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»».
●
Письмо Минпросвещения России «О методических рекомендациях» от
29.09.2023 № АБ-3935/06.

4

Актуальность Программы.
Обеспечение безопасности дорожного движения является одним из важнейших
направлений реализации государственной политики в области охраны жизни,
здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных
происшествий, снижения тяжести их последствий.
Особое значение в осуществлении профилактических мер по борьбе с детским
травматизмом на дорогах придается дошкольным образовательным организациям.
Перед педагогами ДОО поставлена очень важная задача - подготовить детей к
самостоятельной жизни во взрослом мире, сформировать навыки и культуру
безопасного поведения на дороге.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то
обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе
непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения должны
стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного
пешехода. Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних
дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма на сегодняшний день остается одним из самых важных, в виду того, что
с каждым годом увеличивается количество несчастных случаев при участии детей на
дорогах.
Увеличивается число транспортных средств, повышаются их скоростные
характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится
количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей, в том
числе детей.
Анализ несчастных случаев с детьми показывает, что основными их причинами
являются невнимательность и неумение учитывать особенности окружающей
дорожной обстановки. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного обучения
дошкольников основам безопасного поведения на улице и дороге.
У ребёнка несоизмеримо меньший опыт передвижения по улице, чем у
взрослого, не полностью сформировано чувство опасности, страха, ориентации в
пространстве, дети подвижны и нетерпеливы.
Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать
такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность.
Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных
происшествий.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен
вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту
задачу призваны решать как родители (законные представители), так и педагоги
дошкольных образовательных учреждений.
Чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим
его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет
происшествий на проезжей части. Вот почему необходимо учить детей безопасному
поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения.
В современных условиях особенно важно обучить детей правилам поведения
на улице и дороге. Разработать такие технологии, которые эффективно будут

5

формировать устойчивые практические навыки для применения их в сложных
дорожных ситуациях.
Отличительные особенности и новизна Программы прослеживаются по
нескольким направлениям:

•

проведение разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного

движения;

•

сохранение контингента занимающихся за счёт заинтересованности как
самих учащихся, так и их родителей;

•

создание банка компьютерных программ, мультимедийных разработок,
направленных на обучение правилам дорожного движения;

•

создание банка методических материалов по данному направлению.

Педагогическая
принципов:

деятельность

осуществляется

на

основе

следующих

•

Принцип систематичности и последовательности предусматривает
закрепление и развитие полученных знаний и умений в процессе регулярных занятий.
Занятия проводятся «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от
известного к неизвестному».

•

Принцип наглядности используется в показе упражнений и
демонстраций плакатов, схем, обучающих компьютерных программ, видеосюжетов.

•

Принцип воспитывающего обучения прослеживается в формировании у
детей чувства патриотизма, коллективизма, ответственности, взаимовыручки,
взаимопомощи через занятия и различных мероприятиях и активностях на тему
безопасности в дорожном движении.

•

Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной
траектории воспитания толерантного сознания и поведения, соответствующих
индивидуальным особенностям и уровню форсированности толерантности у ребёнка;
определение особенностей включения детей в различные виды деятельности,
раскрытие потенциала личности в образовательной деятельности, предоставление
возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

•

Принцип взаимодействия «Дети — дорожная среда». Чем меньше
возраст детей, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые
привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом
определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание
на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и
т.д.

•

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия:
дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие опасности
могут подстерегать их в дорожной среде.

6

•

Принцип возрастной безопасности. У дошкольников довольно рано
появляется стремление самостоятельно гулять по улицам. С одной стороны, это надо
одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой —
необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать
привычки, умения и навыки безопасного поведения.

•

Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они
живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения.
Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция
безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы
выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает
или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей
безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для
него самого, и для окружающих.

•

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они
достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за
сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения. Для подкрепления
самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен
воспитывать не только учащихся, но и родителей.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
объяснительно - иллюстративный — сообщение учебной информации с
использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий,
демонстрацию опытов. Дошкольники воспринимают, осознают и фиксируют в памяти
полученные знания.
частично - поисковый — основным назначением метода является
постепенная подготовка учащихся к самостоятельному решению проблемы.
игровой — в данном случае используется в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
словесный - устное изложение (знакомство с новыми знаниями по
теме, фактами, событиями); беседа; чтение художественных произведений;
составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
наглядный - презентация собственных материалов и интернет
ресурсов; работа с иллюстрациями по теме; наблюдение (наблюдения за транспортом,
за поведением людей на дорогах);
практический - выполнение различных творческих работ по данной
тематике; применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх; создание макета
«Городской улицы»; создание автоплощадки по обучению ПДД.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся от 5 до 8 лет

7

Направленность Программы - социально - гуманитарная.
Объем Программы
Сроки реализации Программы - 2 года. Оптимальное количество детей - 20 -25
человек.
Программа предполагает проведение занятий 1 час в неделю, 4 часа в месяц, 36
часов в год.
Продолжительность занятий
25 минут - старшая группа; 30 минут - подготовительная группа.
Уровневость - стартовый уровень
Формы обучения - групповая
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие — педагог знакомит учащихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год.
Ознакомительное занятие — педагог знакомит детей с новым материалом
(обучающихся получают преимущественно теоретические знания).
Тематическое занятие — детям предлагается работать над изучением Правил
дорожного движения и других правил безопасности в сфере профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма.
Занятие тренинг — учебно-тренировочный процесс помогает педагогу после
изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей,
которым нужна помощь педагога.
Комбинированное занятие — проводится для решения нескольких
учебных задач.
Итоговое занятие — подводит итоги работы за весь курс обучения.
Формы и методы, применяемые при реализации программы:
беседы;
инструктажи;
коллективно-творческие дела;
индивидуальная работа.
Содержание занятия может включать: теоретическую часть: знакомство с
понятиями улица, дорога, тротуар, светофора, правилами перехода через улицу
(пешеходный переход), правилами поведения в автобусе, закрепление знаний о видах
транспорта и т.д; практическую часть расширение знаний о безопасном поведении в
транспорте, на роликах, о дорожных знаках, видах перекрестков, участниках
дорожного движения, безопасном движении по улице и т. д.

8

Характеристики, значимые для реализации программы.
Возрастные особенности
Старшая группа (5-6 лет)
У ребёнка 5-летнего возраста почти все процессы активности мозга
(образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов
возбуждения) происходят на подсознательном уровне.
Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально
окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его
действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что
можно ярко представить и эмоционально пережить.
Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребёнок отвлекается на всё,
что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту
машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную.
Ребёнок пяти лет ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему
трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем
расстоянии.
Подготовительная группа (6-8 лет)
В 6-7 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребёнка
увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой
зоне, но оно по-прежнему настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения
взрослого человека. Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой
или звуковой раздражитель выше, чем у детей, более старшего возраста. У детей
данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал
(раздражитель) от другого для выбора правильного направления движения.
Находясь на улице, ребёнок получает много новых впечатлений. Он
переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет чему-то интерес и совсем
не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу
за укатившимся мячом или неожиданно появиться на дороге на велосипеде,
роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта.
У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения,
формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость
движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится
от него, предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В
экстремальной ситуации, когда ребёнок поставлен перед выбором, как поступить, но
легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищённости. Чем
труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной
системе ребёнка.
У дошкольника не развита координация движений, и он не может
одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста
он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребёнок считает, что если
он видит автомобиль, то и водитель тоже видит его и объедет. Как правило, из-за
закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зелёных
насаждений, сугроба снега, торговых палаток, взрослых пешеходов – водитель не
видит ребёнка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд. Дошкольник не

9

способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать
дорожную ситуацию.
Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю
проезжей части. Ребёнок по-разному реагирует на различные виды транспортных
средств. Он боится больших грузовых, автобусов, троллейбусов и недооценивает
опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно,
даже если водитель видит ребёнка. Исследования психофизиологов показывают, что у
дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у
взрослого.
Время реакции ребёнка на опасность с момента её обнаружения составляет 1,31,5 секунд, а у взрослого 0,6-0,8 секунд. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более
медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что дальше
делать.
Деятельность старшего дошкольника в дорожных ситуациях состоит из
четырёх тесно взаимосвязанных и переплетающихся между собой этапов:
-восприятие информации (умение смотреть и видеть, слушать и слышать,
чувствовать сигналы, которые посылает улица);
-обработка информации (определение уровня опасности или безопасности);
выработка и принятие наиболее безопасного решения;
-исполнение принятого решения.
Формы проведения контроля.
Контроль осуществляется в форме конкурсов, викторин, игровые задания.
Цель Программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах и умение практически применять
полученные знания и навыки в жизненных ситуациях.
Задачи Программы
Первый год обучения
Обучающие задачи:
1. Научить детей основным правилам дорожного движения (например, как
правильно переходить улицу, значение светофора, обозначения на дорожных знаках).
2. Ознакомить с различными видами транспорта и их характеристиками.
3. Рассказать о безопасном поведении на улице, включая необходимость
сопровождения взрослого при переходе дороги.
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность и внимание через игры и упражнения, связанные
с дорожной тематикой (например, определение дорожных знаков).
2. Поощрять умение быстро реагировать на изменения обстановки на дороге
через ролевые игры.
3. Стимулировать развитие мышления и логики через решение практических

10

задач и тестов на знание ПДД.
Воспитательные задачи:
1. Формировать уважительное отношение к правилам дорожного движения и их
важности для безопасности.
2. Воспитывать чувство ответственности у детей за собственную безопасность и
безопасность окружающих.
3. Обучать навыкам сотрудничества и взаимопомощи в ситуациях, связанных с
движением на дороге (например, как помочь другому ребенку перейти дорогу).
Второй год обучения
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей чувство ответственности за свою безопасность и
безопасность окружающих на дороге.
2. Создать у детей навыки вежливого и корректного поведения на дороге,
как пешеходов и будущих водителей.
3. Воспитывать уважение к правилам дорожного движения как основному
аспекту безопасности и порядка на улице.
Обучающие задачи:
1. Ознакомить детей с основными правилами дорожного движения (сигналы
светофора, знаки, правила перехода дороги).
2. Развивать навыки анализа и логического мышления через задачи, связанные
с ситуациями на дороге.
3. Обучить детей правильно оценивать дорожную обстановку, принимать
решения о переходе улицы и действиях в различных дорожных ситуациях.
Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, реакцию и скорость принятия решений в игровых и
практических ситуациях на дороге.
2. Развивать умение работать в группах, обсуждать и решать задачи, связанные
с безопасностью на дороге.
3. Стимулировать креативное мышление через игры и проекты, связанные с
созданием уникальных дорожных знаков или ситуаций, которые помогут лучше
понять ПДД.

11

Содержание Программы
Учебный (тематический) план (5-6 лет)

Количество занятий
№
п/п

1
2

3
4

5

Наименование раздела, темы

Практика
всего

теория

Раздел 1. «На чём люди ездят»

1

0,5

0,5

Практическое занятие,
игры.

Раздел 2. «Близко — далеко,
быстро — медленно»
Раздел 3. «Чему нас учат правила
дорожного движения»

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.

1

0,5

0,5

Раздел 4. «Мы идём по улице»
Раздел 5. «Какие
бывают дороги»

1

0,5

0,5

6
7

Раздел 6. «Где мы будем
играть?»
Раздел 7. «Дорога за городом»

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

8

Раздел 8. «Светофоры»

2

1

1

9

Раздел 9. «Дорожные знаки»

4

2

2

10

Раздел 10.
сумерках»

1

0,5

0,5

11

2

1

1

12

Раздел 11. «Мы переходим
улицу (повторение)»
Раздел 12. «Перекрёсток»

1

0,5

0,5

13

Раздел 13. «Сигналы машин»

1

0,5

0,5

14

Раздел
14.
«Остановка
транспорта»
Раздел 15. «Мы пассажиры»
Раздел 16. «Мы едем на дачу»

1

0,5

0,5

4

2

2

3

1,5

1,5

2

1

1

2

1

1

15
16

«Нас

увидят

в

Раздел 17. «Опасные ситуации»
17
Раздел 18. «Несчастный случай»
18

Формы
аттестации
(контроля)

Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое
занятие, игры.
Практическое
занятие, игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.

12

19

20
21

Раздел 19. «Мы едем на
машине»
Раздел
20.
«Будем
уважать водителей»
Раздел 21. «Проверим себя»
Итого

2

1

1

2

1

1

2

2

-

36

19

17

Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое
занятие, игры.

Содержание учебного (тематического) плана (5-6 лет)
Раздел 1. «На чём люди ездят»
Теория. Рассматривание иллюстраций и беседа на тему «Транспорт». Отгадывание
загадок. Беседа «Могут ли животные быть транспортом». Практика. Дидактическая игра
с картинками.
Раздел 2. «Близко — далеко, быстро — медленно»
Теория. Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего
мира (близко – далеко, рядом, около, за; перед; ближе – дальше). Чтение и обсуждение
сказки Дж. Харриса «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» («Сказки дядюшки
Римуса»).
Практика. Дидактические игры:
«Ближе — дальше», «Что мы видим из окна». Ученики рассказывают о том, что они
видят из окна, используя слова — пространственные характеристики (ближе, далеко,
дальше, около, рядом и др.).
Раздел 3. «Чему нас учат правила дорожного движения»
Теория. Беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не
было правил дорожного движения?»
Практика. Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила
дорожного движения».
Раздел 4. «Мы идём по улице»
Теория. Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.
Дорога от дома до школы.
Практика. Организация экскурсии. Наблюдения во время экскурсии: название
улицы, её описание, наличие транспорта и дорожных знаков на улице. Самостоятельные
задания: понаблюдать, как водители и пешеходы выполняют ПДД.
Раздел 5. «Какие бывают дороги»
Теория. Беседа «Умеем ли мы наблюдать?».
Практика. Игра-конструирование «Улица города».
Раздел 6. «Где мы будем играть?»
Теория. Рассматривание картинок с примерами правильного и неправильного
поведения детей.
Практика. Дидактическая игра «Можно — нельзя».
Раздел 7. «Дорога за городом»
Теория. Сравнительная беседа «Улицы города и загородные шоссе» (по
иллюстрациям).

13

Практика. Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование — кто
быстрее пройдёт между двумя досками, не задев их). Заполнение таблицы
«Характеристика дорог».
Раздел 8. «Светофоры»
Теория. Светофор. Его части. Светофор пешеходный и транспортный. Особенности
сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Практика. Дидактическая игра «Кто быстрее». Ролевая игра «Разговор с
сотрудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД.
Раздел 9. «Дорожные знаки»
Теория. Рассказ о дорожных знаках. Беседа по результатам наблюдения (какие
знаки дорожного движения есть по дороге от моего дома до детского сада). Беседа «Какие
бывают пешеходные переходы.»
Практика. Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». Сюжетная игра
«Расскажем малышам о правилах перехода улицы». Роли: старшие и младшие братья и
сестры.
Раздел 10. «Нас увидят в сумерках»
Теория. Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет
(цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Практика. Опыт с тёмными очками (какие цвета мы различаем в тёмных очках).
Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвижения в сумерках.
Раздел 11. «Мы переходим улицу»
Теория. Беседа «Как мы будем переходить улицу». Особенности поведения,
определяемые тем или иным знаком дорожного движения (правила перехода дороги при
разных знаках пешеходного перехода).
Практика. Сюжетные игры (в физкультурном зале, на спортивной площадке).
Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного движения.
Раздел 12. «Перекрёсток»
Теория. Игра-конструирование «Перекрёсток» (работа со строительным
материалом, геометрическими фигурами или конструктором «лего»).
Практика. Моделирование перекрёстка дорог. Создание памятки «Как переходить
перекрёсток».
Раздел 13. «Сигналы машин»
Теория. Видеофильм «Перестроения транспортного средства» (или рассматривание
иллюстраций). Беседа по сюжетам фильма(иллюстрациям).
Практика. Подвижная игра «Налево — направо». Роли: водители транспортных
средств, которые совершают перестроения.
Раздел 14. «Остановка транспорта»
Теория. Транспорт: наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание,
называние, различение). Транспортное средство. Рассматривание иллюстраций
«Остановка транспорта».
Практика. Составление памятки «Правила ожидания автобуса».
Раздел 15. «Мы — пассажиры»
Теория. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя
разговорами, не задерживаться у входа и выхода, вести себя спокойно и сдержанно, не
высовываться из окна. Беседа «Если мы вежливы» на основе стихотворения А. Барто
«Любочка».

14

Практика. Сюжетная игра «В трамвае». Составление памятки «Мы едем на
автобусе».
Раздел 16. «Мы едем на дачу»
Теория. Рассматривание иллюстраций — защитного оборудования в автомобиле
(детское кресло, ремни и подушки безопасности).
Практика. Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу».
Задание: найти ошибки в рассказе. Задание: построить транспортное средство и рассадить
в нём семью с маленьким ребёнком.
Раздел 17. «Опасные ситуации»
Теория. Рассказ «Что такое опасная ситуация» (с использованием иллюстраций).
Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми?».
Практика Сюжетная игра «Поедем к маме...», «Поможем кукле».
Раздел 18. «Несчастный случай»
Теория. Ролевая игра «В кабинете врача». Задание: рассказать, что с тобой
произошло, какая помощь тебе необходима. Чтение и обсуждение значения пословиц и
поговорок: «Поспешишь — людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши
медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да
оглядывайся».
Практика. Игра «Поможем кукле». Коллективная работа: создание плаката
«Осторожно, дорога!».
Раздел 19. «Будем уважать водителей»
Теория. Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и
транспортным средствам?».
Практика. Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться.
Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток».
Раздел 20. «Будем уважать водителей»
Теория. Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и
транспортным средствам?». Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман»,
«Тёмное время суток».
Практика. Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем.
Раздел 21. «Проверим себя»
Теория. Ответы на итоговые вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

15

Учебный (тематический) план (6-8 лет)

Количество занятий
№
п/п

Наименование раздела, темы

Практика
всего

1
2

3
4
5

6
8

9

10
11

Раздел 1.Микрорайон, где живут
и ходят дети в детский сад.
Раздел 2. Как рождаются
опасные ситуации на дорогах
Раздел 3.
Дорога в детский
сад и домой
Раздел 4. Кого называют
пешеходом, водителем и
пассажиром
Раздел 5. Движение
пешеходов и машин
Раздел 6. Правила движения
пешеходов по тротуару.
Раздел 8. Правила поведения
на тротуаре, пешеходной
дорожке, обочине
Раздел 9. Что такое транспорт.
Транспортные предприятия
нашего города
Раздел 10.
Светофорное
регулирование
Раздел 11. Нерегулируемые
перекрестки

теория

3
3

1
1

2
2

2

1

1

1

0,5

0,5

3

1

2

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

Формы
аттестации
(контроля)

Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.

1
1

12

13

14

Раздел 12.
Регулируемые перекрестки.
Сигналы пешеходных и
транспортных светофоров
Раздел 13. Климатические
особенности времен года и их
влияние на движение по
дорогам
Раздел 14. Дорожные
знаки и их
назначение
Раздел 15. Места для игр

3

1

2

Практическое
занятие, игры.
Практическое
занятие, игры.

2

1

1

3

2

1

3

2

1

15
1
5

Практическое занятие,
игры.
Практическое занятие,
игры.

16

16

Раздел 16. Регулировщик и его
сигналы
Итого

3

2

36

17,5

1

Занятия на учебном
перекрестке

18,5

Содержание учебного (тематического) плана (6-8 лет)
Раздел 1. Микрорайон, где живут и ходят дети в детский сад.
Теория. Улицы нашего района. Основные улицы в микрорайоне школы.
Особенности движения пешеходов и транспортных средств в нашем районе. Викторина
«Мой город», «Улицы моего района».
Практика. Экскурсия по микрорайону для изучения интенсивности движения
транспортных средств.
Раздел 2. Как рождаются опасные ситуации на дорогах
Теория. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки».
Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.
Практика. Решение дорожных ситуаций.
Раздел 3. Дорога в школу и домой
Теория. Выбор безопасного маршрута в школу или в другое нужное место.
Особенности движения транспортных средств в разное время суток и в разное время года.
Практика. Рисуем путь в детский сад. Экскурсия на улицу с целью научиться
слушать дорогу.
Раздел 4. Кого называют пешеходом, водителем и пассажиром
Теория. Правила движения для пешеходов. Правила поведения пассажиров в
транспорте. Каким должен быть водитель транспортного средства.
Практика. Учебный перекресток. Ролевые игры
Раздел 5. Движение пешеходов и машин.
Теория. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки».
Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.
Практика. Игра-конструирование «Улица города».
Раздел 6. Правила движения пешеходов по тротуару.
Теория. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила
пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при
посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги
после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практика. Тестовые: «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»
Раздел 7. История происхождения Правил дорожного движения
Теория. Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Развитие
видов транспорта в городе: гужевой, первые – грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего
нужно знать и выполнять ПДД? Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль
мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.
Практика. Развивающие игры на определение видов транспортных средств. Работа
с рисунка

17

Раздел 8. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине
Теория. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила
пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при
посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги
после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практика. Тестовые задания «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»
Раздел 9. Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города
Теория. Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Железнодорожный
транспорт. Воздушный транспорт. Автотранспортные средства: легковые, общественный,
специальный, грузовой, гужевой. Велосипед.
Практика. Викторина «Угадай транспортное средство». Рисуем машины.
Раздел 10. Светофорное регулирование
Теория. Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход
дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы.
Практика. Экскурсия с целью наблюдения за работой светофора. Учебный
перекресток.
Раздел 11. Нерегулируемые перекрестки
Теория. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке.
Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем.
Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом
перекрестке.
Практика. Учимся подавать сигналы при движении. Рисуем разные типы
перекрестков: четырехсторонний, многосторонний, Х-образный, Т-образный, У-образный.
Раздел 12. Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходных и транспортных
светофоров
Теория. Переход дороги на перекрестке со светофором или регулировщиком.
Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые на железнодорожных переездах.
Практика. Учебный перекресток: отработка навыков движения при переходе на
разные сигналы. Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.
Раздел 13. Климатические особенности времен года и их влияние на движение
по дорогам
Теория. Движение транспортных средств в условиях плохой видимости: сумерки,
туман, дождь, снегопад и другое.
Практика. Игры для эрудитов.
Раздел 14. Дорожные знаки и их назначение
Теория. Значение дорожных знаков. Понятие о тематических группах дорожных
знаков.
Практика. Рисуем дорожные знаки. Игры на внимание «Говорящие знаки»,
«Угадай дорожный знак», «Дорожное лото»
Раздел 15. Места для игр.
Теория. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в
транспорте. Места для игр на улице. Правила вождения велосипеда детям до 14 лет.
Практика. Соревнования на игровой площадке «Правила дорог я знаю – всюду их я
применяю».
Раздел 16. Регулировщик и его сигналы.
Теория. Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам
регулировщика.

18

Практика. Рисуем технические средства регулирования дорожного движения,
сравниваем, соотносим по назначению. Занятия на учебном перекрестке.
Планируемые результаты
Первый год обучения
Личностные результаты:
1. Формирование позитивного отношения к безопасности: Дети осознают значимость
правил дорожного движения для своей безопасности и безопасности окружающих.
2. Развитие ответственности: Появление чувства ответственности за свои действия на
дороге, понимание последствий нарушения правил.
3. Уважение к окружающим: Дети учатся уважать других участников дорожного
движения, включая пешеходов и водителей, а также соблюдать правило «уважать и
слушать».
Предметные результаты:
1. Знание основных правил: Дети знают и могут называть основные правила
дорожного движения (например, значения сигналов светофора: красный - стоять, зеленый
- идти).
2. Умение различать дорожные знаки: Дети могут идентифицировать и объяснять
значение основных дорожных знаков, таких как "Пешеходный переход", "Стоп",
"Ограничение скорости".
3. Практические навыки: Дети учатся правильно переходить проезжую часть,
осознавая, когда это безопасно и как это делать.
Метапредметные результаты:
1. Навыки коммуникации: Дети развивают навыки обсуждения правил дорожного
движения, работают в группах, обменяются мнениями о дорожной безопасности.
2. Проблемное мышление: Дети учатся находить решения в ситуации, когда
необходимо определить, как безопасно пересечь улицу или оценить дорожную
обстановку.
3. Критическое мышление: Дети начинают оценивать и анализировать дорожные
ситуации, обсуждая возможные варианты действий и их последствия.
Второй год обучения
Личностные результаты:
1. Осознание значимости безопасности: Дети понимают, почему важно
соблюдать правила дорожного движения и как это влияет на их безопасность и
безопасность окружающих.
2. Развитие ответственности: Формирование чувства ответственности за свою
безопасность и безопасность других участников дорожного движения.
3. Эмпатия и уважение: Дети учатся уважать окружающих людей на дороге, включая
пешеходов, водителей и пассажиров.
Предметные результаты:
1. Знание правил дорожного движения: Дети знают и могут объяснить основные
правила дорожного движения, включая поведение на пешеходном переходе, правила

19

пересечения улицы и использовании светофора.
2. Опознание дорожных знаков: Дети могут выявлять и объяснять значение основных
дорожных знаков и разметки, таких как "Пешеходный переход", "Скорость", "Стоп".
3. Практические навыки поведения на дороге: Дети умеют правильно и безопасно
переходить улицу, осознают необходимость осматриваться перед переходом и следить за
движением.
Метапредметные результаты:
1. Навыки взаимодействия: Дети развивают способность работать в группах,
обсуждать правила дорожного движения и совместно находить решения для обеспечения
безопасности на дороге.
2. Критическое мышление: Дети учатся анализировать дорожные ситуации, делать
выводы о правильных действиях в различных обстоятельствах и оценивать риски.
3. Решение проблем: Дети могут воспроизводить различные сценарии дорожных
ситуаций и находить безопасные и разумные решения в каждой из них.
Комплекс организационно - педагогических условий реализации Программы
Календарный учебный график
на 2025 - 2026 учебный год
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11

Окончание учебного года
Сроки проведения контроля

12

Режим занятий

36
72
1
72
17
19
1 сентября
отсутствуют
- 4 ноября, 31 декабря - 9
января, 23 февраля, 9
марта, 1 мая, 11 мая
29 мая
15 - 30 декабря, 15 - 29
мая
1 раз в неделю по 25 - 30
минут

Материально-техническое обеспечение
Перечень помещений и оборудования, необходимых для реализации Программы
включает в себя:
Помещение: группа, музыкальный зал, физкультурный зал.

20

Территория для практических занятий: игровая площадка ПДД (на участке детского
сада).
Оборудование группы: уголок ПДД, столы и стулья для воспитанников и педагога,
шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов,
магнитно-маркерная доска.
Технические средства обучения: компьютер, принтер, интерактивная доска,
мультимедиа-проектор.
Оборудование для игровой площадки ПДД (дорожные знаки, светофоры, мягкие
модули - транспорт, самокаты).
Дидактический материал
Сценарии игровых программ, конспекты занятий;
Сборник загадок на дорожную тематику, вопросы для тематических викторин, рабочие
тетради, дидактические игры, сценарии физминуток.
Обучающие мультфильмы «Азбука дорожного движения», «Безопасный путь домой»
с маркерными фрагментами заданий.
Магнитная доска
«Знатоки правил дорожного движения» (набор дорожных знаков).
«Это надо знать!» комплект демонстрационных карточек с основными дорожными
знаками и подробными пояснениями.
Стенды:
Возможные опасности для пешеходов.
Дорожные знаки.
Средства регулирования дорожного движения.
Сигналы регулировщика
«Азбука дорожного движения»
«Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора»
«Не переходите дорогу в неположенном месте»
«Безопасность на дороге»
«Правила дорожного движения для детей. Светофор»
«Правила безопасной езды на велосипеде, скейтборде, самокате»
«Уголок безопасности»
«Правила поведения на дороге»
«Правила дорожного движения»
«Правила перехода через улицу»
«Внимание дорога»
Жезл.
Макет автогородка (дорожные знаки, светофоры, мелкие транспортные игрушки,
фигурки пешеходов).
Ширма настольная «Дорожные знаки»
Обучающая игра по правилам дорожного движения «Большая прогулка»
Настольная игра «Азбука безопасности»
Настольная игра – лото «Дорожные знаки»
Настольная игра «Светофор» правила дорожного движения для маленьких пешеходов и
будущих водителей

21

Методическое обеспечение
В.А. Шипунова «Детская безопасность»
О.А. Скорлупова «Правила и безопасность дорожного движения»
Е.А. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду»
И.Ю. Бордачева «Дорожные знаки»
А.В.Горская «Правила наши помощники»
Т.Ф. Саулина «Знакомим школьников с правилами дорожного движения»
«Правила дорожного движения»
А. Лекомцев «Учим правила дорожного движения»
«Правила дорожного движения: система обучения дошкольников»
«Занятия по правилам дорожного движения»
Т.А. Шорыгина «О правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет»
Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора»
Т.И. Данилова Программа «Светофор»
Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»
М.Дружинина «Правила движения не терпят нарушения»
Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
Кадровое обеспечение
Реализация Программы обеспечена кадрами:
- укомплектованность педагогическими работниками;
- уровень квалификации педагогических работников;
- непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной
компетентности педагогических работников, квалификационные характеристики которых
установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей,
специалистов и служащих.
Педагоги МБДОУ, реализующие Программу, обладают основными компетенциями,
необходимыми для обеспечения развития детей дошкольного возраста.
Диагностический материал
Используются тесты по определению уровня формирования у детей от 3 до 7 лет
представлений о дорожной безопасности по программе «Светофор», тесты по
определению знаний педагогов по методике и содержанию обучения детей ПДД и
навыков безопасного поведения на дороге.
Список использованных источников
Для педагогов:
1. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» – М:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2022
2. Беляевская Г.Д., Мартынова Е.А. «Правила дорожного движения для детей 3-7
лет» – ВОЛГОГРАД 2022.

22

3.Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты,
кроссворды, дидактические игры» – С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
4.Данилова Т.И. «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста. –
СПб., издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.
5. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам
безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»): учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных образовательных организаций / Р.Ш. Ахмадиева, Н.С. Аникина, Е.Е.
Воронина, В.Н. Попов / Под общей ред. Р.Ш. Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2016
6.Петрова К.В. Обучение детей ПДД. Планирование занятий, конспекты,
кроссворды, дидактические игры. 3-7 лет. ФГОС - Издательство Детство-Пресс, 2020
7.Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями на 1 июля 2025
года - Издательство АСТ, 2025
8. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Занятия, целевые прогулки,
утренники, экскурсии. ФГОС: Б.Г. Беляевскова, Е.А. Мартынова, Сирченко О.Н. Издательство Учитель, 2020
9. Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» -М:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2020
10. Шаламова Е.И. «Правила и безопасность дорожного движения» – М:
СКРИПТОРИЙ 2019.
Для родителей (законных представителей):
1. Мельникова В.В. Правила дорожного движения для маленьких пешеходов Издательство Литера, 2018
2. Рабочие тетради «Путешествие на зеленый свет»
3. Серия книг «Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода»
4. Романова Е.А., Малюшкин А.Б. "Занятия по правилам дорожного движения Издательство Сфера, 2013
Электронные образовательные ресурсы
• http://pdd.nd.ru/view_doc.html?mode=default - Портал «Город дорог»
• https://xn--d1ahba2alia5i.xn--p1ai/ - Юные инспекторы движения России
(официальный сайт)
• http://www.dddgazeta.ru/about/ - # Добрая порога детства • http://sakla.ru/ - Сакла
(портал по безопасности дорожного движения).
Для детей:
1. Дик П.А. Город игрушек. Правила дорожного движения для детей - Издательство
Доброе Детство, 2023
2. «Дорожная азбука» альбом для раскрашивания, СПб «Еврознак», 2005
3. Правила безопасности. Тетрадь-практикум | Ремиш Наталья - Издательство
Росмэн, 2024
4. Правила дорожного движения в вопросах и ответах - Издательство Эксмодетство,
2023
5. Соколова Ю.С. Книги для детей, 200 секретных окошек, "Прятки на
дорогах"/развивающие игры для детей от 4 лет - Издательство Буква-Ленд, 2020

23

6. Ульева Е.А. Правила безопасности в сказках. ПДД для малышей в сказках Издательство Clever, 2024
7. Усачев А.А. Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их
родителей - Издательство: Самовар, 2011
8. Шалаева Г.П. Правила дорожного движения для воспитанных детей Издательство АСТ, 2015

24

25

26

27

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».