1
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Условия реализации программы
Оценочные материалы
Список литературы
3 стр.
11 стр.
13 стр.
16 стр.
17 стр.
22 стр.
24 стр.
2
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Пешечка» (далее по тексту Программа) разработана в соответствии с нормативными
документами:
●
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
●
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
●
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р;
●
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
●
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
●
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
●
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
●
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
●
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»;
●
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
3
●
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
●
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
●
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».
●
Письмо Минпросвещения России «О методических рекомендациях» от
29.09.2023 № АБ-3935/06.
В основу программы легли: модефицированная программа "Шахматы, первый
год" И. Г.Сухина, пособия И.Г.Сухина: «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей
2-5 лет» (1994), «Удивительные приключения в Шахматной стране» (2000).
Игра в шахматы обладает огромным потенциалом для привлечения
подрастающего поколения к занятиям этим видом деятельности, способствует
развитию логического склада ума, уважительному поведению к сопернику, отвлекает
молодежь от вредных привычек. В настоящее время занятия шахматами очень
актуальны, в т.ч. и среди детей дошкольного возраста, т.к. шахматы развивают логику
и стратегическое мышление, учат детей целеустремленности, вниманию, усидчивости
и умению сконцентрироваться, помогают управлять не только фигурами на доске, но и
собственными эмоциями.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное
средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе
элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт
больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы - одна из самых справедливых игр
потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока.
Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным
войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит
результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами
начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся
составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой,
анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях.
Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему
удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим
спутником на всю жизнь.
Данная Программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка
дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в
большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм
мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких
4
важнейших
качеств
личности,
как
самостоятельность в принятии решения.
усидчивость,
целеустремленность,
Актуальность Программы
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и
информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность
быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать
её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и
системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют
повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать
внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать
возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное
внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок
приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и
способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится
все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности
постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они
выполняют сразу несколько функций.
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически
рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать.
Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию
фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте
и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность,
внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее
относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим
запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по
физической подготовке.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят
спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через
шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд
необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю,
выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет,
умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать
в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих
качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и
извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к
выработке у себя определенных свойств характера.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на
сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы
позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс
начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на
5
процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его
мышления.
Отличительные особенности
Игре в шахматы могут заниматься не только мальчики, но и девочки.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего
дошкольного возраста «Пешечка» направлена на интеллектуальное развитие детей,
способствует совершенствованию психических процессов, становление которых
особенно активно в дошкольном возрасте. Начальный курс по обучению игре в
шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного
курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит
детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой
и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и
загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее
принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им
любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с
аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются
шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины,
которые будут интересны дошкольникам. Темы программы
расположены
в
определенной системе: от более простых к более сложным.
Новизна программы
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать
в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость,
мнимую ущербность.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна
дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная
игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий,
создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Принципы и подходы к формированию программы:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности,
последовательности
и
системности изложения
программного материала;
- принцип психологической комфортности: создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
6
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Основные формы и средства обучения:
1.Теоретические занятия
2.Практическая игра.
3.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
4.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы
реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом
шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ
позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Основные методы обучения:
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том
случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к
игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходи через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до
творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от
общепринятых стереотипов.
7
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении
шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы
реализовать на доске свой замысел, воспитанник овладевает тактическим арсеналом
шахмат, вследствие чего формируется алгоритм мышления.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том
случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства воспитанников.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать собственный подход к игре.
Направленность Программы - физкультурно - спортивная
Объем Программы
Сроки реализации Программы - 2 года.
Программа предполагает проведение занятий 1 час в неделю, 4 часа в месяц, 72
часа в год.
Продолжительность занятий
25 минут - старшая группа
30 минут - подготовительная группа
Уровневость - стартовый уровень
Формы обучения - групповая
Виды занятий - теоретические и практические занятия, шахматные поединки,
контрольные занятия, шахматные задачи, соревнования.
Особенности организации шахматных занятий.
Каждое занятие состоит из теоретической и практической части, при этом
практическая часть по времени занимает не менее 50%. В теоретическом разделе
занятия изучаются история шахмат, первоначальная расстановка фигур пешек, ходы
фигур и пешек, как они бьют, рокировка короля, в каких случаях она запрещена,
основные принципы разыгрывания дебюта, законы миттельшпиля, эндшпиля и т.п.
Под практической частью подразумевается решение комбинаций, этюдов, задач, игра
обучающихся друг с другом, разбор сыгранных партий с помощью педагога. На
занятиях активно используются шахматная литература и дидактические шахматные
задачники.
Основные формы занятий (вид деятельности) – диалог и беседа, в которые
вовлекаются все обучающиеся. Задаваемые педагогом вопросы варьируются в
зависимости от уровня подготовки. Работа на занятиях организуется в парной группой
или индивидуальной форме.
8
Характеристики, значимые для реализации программы.
Возрастные особенности
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение
дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих
сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них
являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей
своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать
свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские
функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их
физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на
помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их
оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли
и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки
личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
самостоятельно
9
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы,
обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно
добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей
среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения
народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность,
изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее
достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к
своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать
хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает
здоровый образ жизни как ценность.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 8 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение
дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих
сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них
являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей
своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между
собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская
дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим
партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл.
Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из
которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в
зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект
деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным
понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в
соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно
запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек),
складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим
10
дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой
и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности.
Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма.
Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики
охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют
женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые
сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и
пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок.
Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного
материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и
построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже
доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут
передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и
монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы,
антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии.
Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется
двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать
правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать
подвижные игры и соревнования со сверстниками.
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры,
воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к
дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и
интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры
посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
1 год обучения
Воспитательные задачи:
1. Формирование интереса к игре: Создание положительного отношения к
шахматам как увлекательной и полезной интеллектуальной игре.
2. Развитие социальных навыков: Обучение взаимодействию с другими
игроками, умению делиться впечатлениями и обсуждать игру.
3. Воспитание уважения к правилам: Приучение детей соблюдать игровые
правила и уважать соперников.
Обучающие задачи:
1. Знакомство с основами игры: Обучение названиям и правилам движения
фигур (пешка, король, ферзь, ладья, слон, конь).
11
2. Освоение базовых правил: Объяснение простых понятий, таких как "шах" и
"мат", а также понятие ничьей.
3. Развитие понимания игровой ситуации: Помощь детям в осознании своей
позиции на доске и понимании основных целей игры.
Развивающие задачи:
1. Стимулирование внимания и концентрации: Упражнения, направленные на
развитие умения сосредоточиться на игре и запоминать местоположение фигур.
2. Развитие логического мышления: Обучение детей простым шахматным
задачам, которые требуют анализа и планирования (например, "Как побить фигуру
соперника?").
3. Развитие креативности и воображения: Привлечение детей к созданию
собственных шахматных историй и сценариев, основанных на шахматных партиях.
2 год обучения
Воспитательные задачи:
1. Формирование любви к интеллектуальным играм: Воспитание интереса к
шахматам как средству развития логического мышления и стратегии.
2. Развитие уважения к сопернику: Обучение детей уважению к другим игрокам,
соблюдению правил игры и честной борьбе.
3. Стимулирование терпения и настойчивости: Воспитание качества терпения,
которое необходимо для анализа позиций и принятия решений в ходе партии.
Обучающие задачи:
1. Знакомство с правилами игры: Обучение основам шахмат (расстановка фигур,
правила движения, шах, мат, пат, ничья).
2. Развитие стратегического мышления: Обучение детей основным
стратегическим принципам, таким как контроль центра, развитие фигур и безопасность
короля.
3. Изучение тактических приемов: Обучение распознаванию и использованию
основных тактических приемов, таких как двойной удар, вилка, заградительный штук
и шах.
Развивающие задачи:
1. Развитие логического мышления: Упражнения, направленные на развитие
аналитических навыков, умения планировать действия и предсказывать ходы
соперника.
2. Стимулирование креативности: Поощрение детей к придумыванию собственных
стратегий и тактических комбинаций, используя шахматные позиции.
3. Улучшение памяти и внимательности: Развитие навыков запоминания
различных комбинаций и позиций, а также внимательности к деталям в шахматной
партии.
Контроль эффективности программы используется для оценки степени
достижения цели и решения поставленных задач и осуществляется с помощью устных
опросов, тестов, педагогических наблюдений, шахматных задач, игр в шахматы,
участия в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
Основным принципом контрольно-оценочной деятельности является ее
дифференцированность. Оценивается прогресс каждого обучающегося относительно
его изначальных данных, а не абсолютные результаты группы. Основными критериями
контроля являются: посещаемость, овладение техническими и тактическими
приемами, применение этих приемов в учебном процессе и на соревнованиях,
12
проявление воспитательного компонента. Проверка теоретических знаний
предусматривает постоянное закрепление изученного материала в ходе практической
деятельности. Для стимулирования интереса у обучающихся, проводятся турниры
(офлайн и онлайн), в которых выявляется сила игрока и его рейтинг.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический план) план (5-6 лет)
№
п/п
Наименование темы
Общее
кол-во
часов
В том числе
теория
6
Введение.
Правила
техники
безопасности.
Шахматный этикет.
История возникновения шахмат.
Теоретические основы игры в
шахматы.
Вертикаль,
горизонталь, диагональ. Названия
фигур.
Первоначальная расстановка
фигур и пешек.
Пешка: ход, взятие, превращение
пешки в фигуру.
Фигуры: ход, взятие фигурами.
Аббревиатура шахматных фигур
и пешек.
Шах, мат королю.
7
Рокировка короля.
2
8
Решение шахматных задач,
этюдов. Игра в шахматы.
7
ИТОГО:
36
1
2
3
4
5
Формы
аттестации/
контроля
практика
Устный
опрос.
1
1
3
2
1
Беседа, опрос
2
1
1
Беседа, опрос
2
1
1
Беседа, опрос
17
6
11
Беседа, опрос
2
1
1
1
1
Открытое
занятие
Устный
опрос, тест.
Открытое
занятие.
Педагогическ
ое
наблюдение.
7
13
23
Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Шахматный этикет.
История возникновения шахмат.
Теория. Проведение инструктажа. Ознакомление с шахматным этикетом.
Ознакомление с историей возникновения шахмат. Пробуждение интереса к шахматной
игре.
2. Теоретические основы игры в шахматы. Вертикаль, горизонталь,
диагональ. Названия фигур.
13
Теория. Знакомство детей с шахматной доской. Правила рисования шахматной
доски. Ознакомление с основными понятиями шахматной доски. Вертикальные линии
и их буквенное обозначение, горизонтальные линии и их цифровое обозначение.
Произношение латинских букв.
Практика. Штриховка клеточек шахматной доски, развитие мелкой моторики
рук. Сравнение косых (диагональ) и прямых (вертикаль, горизонталь) линий. Изучение
латинских букв в русской транскрипции.
3. Первоначальная расстановка фигур и пешек.
Теория. «Чтение» шахматных клеток. Шахматные правила: «Тронул – ходи»,
«Отпустил – схожено». Развитие видения шахматной доски, внимания и памяти.
Практика. Первоначальная расстановка фигур и пешек.
4. Пешка: ход, взятие, превращение пешки в фигуру.
Теория. Повторение разносторонних преимуществ пешки в атаке и защите.
Практика. Пешка: ход, взятие пешкой. Превращение пешки в фигуру. Взятие
пешки на проходе. Атака и защита. Игра «Что изменилось?», «Чего не стало?».
5. Фигуры: ход, взятие фигурами. Аббревиатура шахматных фигур и
пешек.
Теория. Знакомство с шахматной фигурой – ладьёй. Знакомство со взятием
ладьей. Преимущество сдвоенных ладей. Количество полей, контролируемых ладьей.
Повторение правильности ходов и взятия ладьей.
Шахматная фигура - слон, его обозначение и расположение в начале игры.
Знакомство со взятием слоном, с аббревиатурой слона в шахматной транскрипции.
Понятия чернопольные и белопольные слоны. Шахматная фигура - конь, его
аббревиатура в шахматной транскрипции и расположение в начале игры на шахматной
доске. Знакомство с ходом и взятием конем. Количество полей, контролируемых
конем. Шахматная фигура - король, его обозначение и расположение в начале игры на
шахматной доске. Знакомство с обозначением и расположением короля на шахматной
доске. Король: ход, взятие королем. Аббревиатура короля в шахматной транскрипции.
Правила игры двумя королями (король с королем не встречаются). Шахматная фигура
- ферзь, его аббревиатура и расположение в начале игры на шахматной доске. Ход
ферзя. Сила ферзя, взятие ферзем. Знакомство с аббревиатурой ферзя в шахматной
транскрипции. Знакомство с ценностью фигур.
Практика. Научиться занимать вертикали, горизонтали сдвоенными ладьями.
Умение ходить, бить ладьей. Умение ходить чернопольными и белопольными слонами.
Умение занимать вертикали и сдваивать ладьи. Запись слона в шахматной
транскрипции. Умение ходить чернопольными и белопольными слонами. Защита от
коня. Изучение методов защиты от коня. Умение ходить и бить конем. Умение
применения методов защиты от коня. Умение видеть изменение позиции на доске. Игра
«Что изменилось?», «Чего не стало?». Умение бить королем. Игра «Расстановка фигур
на скорость». Умение видеть изменение позиции на доске.
6. Шах и мат королю
Теория. Понимание шаха королю, двойного шах, вскрытого шаха, защита от
шаха. Понимание мата королю.
Практика. Умение объявлять шах королю, двойной шах, защита от шаха.
7. Рокировка короля.
14
Теория. Рокировка – дополнительная защита короля. Короткая, длинная
рокировки. Случаи, когда рокировка запрещена. Знакомство с шестью правилами
запрета рокировки.
Практика. Умение делать рокировку.
8. Решение шахматных задач, этюдов. Игра в шахматы.
Практика. Умение «видеть» шахматную доску и находить нестандартные
ходы, взаимодействие фигур.
Учебный (тематический) план (6-8 лет)
№
п/п
Общее
кол-во
часов
теория
Вводное занятие.
Название
фигур.
Первоначальная
расстановка
пешек и фигур. Ход пешек и
фигур. Взятие пешками и
фигурами. «Ценность» фигур.
Пешка: превращение, взятие на
проходе.
Рокировка: длинная, короткая,
случаи, когда рокировка
запрещена.
Транскрипция записи
шахматной партии.
Аббревиатура шахматных
фигур и пешек.
Шахматная партия: дебют,
миттельшпиль, эндшпиль.
1
2
1
1
1
1
0,5
0,5
2
1
1
2
1
1
Устный опрос,
тест.
7
2
5
Устный опрос,
тест.
7
Мат, шах, пат.
6
2
4
8
Решение шахматных задач,
этюдов. Игра в шахматы.
15
Устный опрос,
тест.
Педагогическо
е наблюдение,
тест.
ИТОГО:
36
1
2
3
4
5
6
Наименование темы
В том числе
практика
15
8,5
Формы
аттестации/
контроля
Устный опрос.
Устный опрос,
тест.
Устный опрос,
тест.
Устный опрос,
тест.
27,5
Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения
1. Вводное занятие.
Теория. Проведение инструктажа.
2. Название фигур. Первоначальная расстановка пешек и фигур. Ход
пешек и фигур. Взятие пешками и фигурами. «Ценность» фигур.
Теория. Повторение названия шахматных фигур, как ходят, бьют. Шах королю.
Мат королю. Повторение ходов, атаки пешки, превращения пешки в фигуру.
Практика. Повторение рокировки. Игра в шахматы.
3. Пешка: превращение, взятие на проходе.
15
Теория. Повторение взятия пешки на проходе.
Практика. Закрепление знания взятия пешки на проходе.
4. Рокировка: длинная, короткая, случаи, когда рокировка запрещена.
Теория. Повторение рокировок и случаев, когда она запрещена.
Практика. Закрепление знания рокировок и случаев, когда она запрещена.
5. Транскрипция записи шахматной партии. Аббревиатура шахматных
фигур и пешек.
Теория. Повторение записи и чтения шахматной партии.
Практика. Закрепление знания записывать и читать шахматную партию.
6. Шахматная партия: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Теория. Знакомство с построением шахматной партии. Понимание правильного
розыгрыша дебюта. Понимание правильного построения плана игры. Понимание и
знание правильного завершения шахматной партии.
Практика. Знание построения шахматной партии, умение выстраивать план
игры. Умение правильно разыгрывать дебют. Умение правильно выстраивать план
игры. Умение правильно завершать шахматную партию.
7. Мат, шах, пат.
Теория. Знакомство и понимание пата. Обучение «линейному» мату. Обучение
«квадратному» мату. Обучение мату двумя слонами.
Практика. Умение избегать или попадать в пат. Умение ставить «линейный»
мат. Умение ставить «квадратный» мат. Умение ставить мат двумя слонами. Умение
«видеть» шахматную доску и находить нестандартные ходы, взаимодействие фигур.
8. Решение шахматных задач, этюдов. Игра в шахматы.
Практика. Умение «видеть» шахматную доску и находить нестандартные
ходы, взаимодействие фигур. Игра в шахматы.
Планируемые результаты освоения Программы
1 год обучения
Личностные результаты:
1. Развитие интереса к шахматам: Дети проявляют позитивное отношение к
обучению игре в шахматы и стремление участвовать в уроках.
2. Ответственное отношение к игре: Дети понимают важность соблюдения
правил и честной игры, демонстрируют уважение к соперникам и к самим себе.
3. Эмоциональное развитие: Дети учатся справляться с победами и
поражениями, развивают стойкость и терпение.
Предметные результаты:
1. Знание основ шахмат: Дети знают названия фигур, их движения и основные
правила игры (шах, мат, ничья).
2. Умение вести партию: Дети могут самостоятельно организовать и провести
партию, используя фундаментальные правила и стратегии.
3. Понимание шахматной позиции: Дети могут анализировать свою и
соперника позицию, делать простые выводы о ходе игры.
Метапредметные результаты:
1. Развитие логического мышления: Дети учатся планировать свои действия,
прогнозировать возможные ходы соперника и сравнивать альтернативные
16
стратегии.
2. Коммуникативные навыки: Дети развивают навыки общения и
сотрудничества, учатся объяснять свои действия и принимать советы от других
игроков.
3. Умение работать в команде: Дети могут участвовать в групповых занятиях,
помогая друг другу, делясь знаниями и опытом.
2 год обучения
Личностные результаты:
1. Развитие личной уверенности: Дети учатся принимать решения и
действовать независимо, что способствует укреплению их уверенности в себе.
2. Эмоциональная устойчивость: Дети развивают способность справляться с
эмоциями, возникающими при игре (радость от победы, смирение с поражением).
3. Формирование ответственности: Дети осознают важность честной игры и
соблюдения правил, развивают чувство уважения к соперникам.
Предметные результаты:
1. Знание шахматной терминологии: Дети знают названия всех фигур, их
возможности и ограничения, а также шахматные термины (шах, мат, рокировка, и т.д.).
2. Умение разрабатывать стратегии: Дети могут применять различные
стратегии (атака, защита) в зависимости от позиции на доске.
3. Способность анализировать игры: Дети учатся анализировать свои и чужие
партии, выявлять сильные и слабые ходы.
Метапредметные результаты:
1. Развитие логического и критического мышления: Дети учатся строить
логические цепочки, делать выводы и предсказывать последствия своих и чужих
действий.
2. Коммуникационные навыки: Дети учатся обсуждать свои стратегии и
решения, а также слушать мнение других игроков, что развивает навыки командной
работы.
3. Организация своего времени: Дети учатся управлять временем во время
игры, принимая решения в ограниченные сроки и планируя свои ходы.
Комплекс организационно - педагогических условий реализации
Программы
Календарный учебный график на 2024 - 2025 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
36
72
1
72
17
17
6
7
8
9
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
10
11
Окончание учебного года
Сроки проведения контроля
12
Режим занятий
19
1 сентября
отсутствуют
- 4 ноября, 31 декабря 9 января, 23 февраля, 9
марта, 1 мая, 11 мая
29 мая
15 - 30 декабря, 15 - 29
мая
1 раз в неделю по 25 - 30
минут
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы имеются:
1.
Демонстрационная шахматная доска с фигурами – 1 шт.
2.
Комплект демонстрационных шахматных фигур – 1 шт.
3.
Комплект шахматных фигур с досками – 5 шт.
4.
Столы – 8 шт.
5.
Стулья – 16 шт.
Информационное обеспечение
- Интернет источники:
ChessKid (https://www.chesskid.com)
- Платформа для детей, предлагающая интерактивные уроки, шахматные
головоломки и турниры. Имеет разделы для преподавателей с методическими
рекомендациями.
ChessMatec (https://chessmatec.com)
- Платформа для обучения шахматам детей, предлагающая интерактивные занятия и
семинары для родителей.
The Chess Academy (https://chessacademy.com)
- Онлайн-курсы и видеоуроки по обучению шахматам для детей, а также ресурсы для
родителей по поддержке обучения.
Chessimo (https://www.chessimo.com)
- Интерактивная программа, позволяющая детям учиться шахматам через забавные
уроки и игры.
- Диафильмы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы
Диафильмы:
1. "Про Льва и Шахматного Короля" - диафильм, рассказывающий сказочную
историю о шахматах, где дети могут узнать основы игры через увлекательный сюжет.
2. "Шахматные Сказки" - диафильм, задающий вопросы и предлагающий задания
о шахматах в формате игры с увлекательными персонажами.
Видеозаписи:
1. "Шахматы для начинающих" (YouTube) - серии видеоуроков от различных
шахматистов, объясняющих основные правила и стратегии игры.
2. "Как играть в шахматы" (YouTube, канал ChessKid) - видео, рассказывающее о
шахматах, начиная от базовых правил и до более сложных аспектов.
18
3. "Приключения Шахматной Фигурки" - анимационный фильм, в котором
фигурки шахмат оживают и учат детей правилам и стратегиям игры.
Аудиозаписи:
1. "Шахматные сказки" - аудиокнига, сочетающая в себе сказки и обучающие
элементы о шахматах, подходящая для вечернего прослушивания.
2. "Запись шахматного турнира для детей" - аудиозапись, на которой тренеры
обсуждают матчи, объясняя стратегию в доступной форме для детей.
Мультимедийные материалы:
1. Interactive Chess Lessons - интерактивные онлайн-курсы с анимациями и
заданиями, которые делают обучение шахматам увлекательным.
2. "Chess for Kids" (мобильное приложение) - приложение с анимациями и
играми, которые обучают детей основам шахмат.
3. "Шахматный мир" - образовательный сайт с различными интерактивными
задачами, играми и заданиями по шахматам для детей.
Плакаты и схемы, иллюстрирующие фигуры, правила игры и основные
шахматные комбинации.
Методические материалы
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками.
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикалей шахматной
доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый их воспитанников на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана.
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается
заранее: вместо названия этой фигуры на сказать: «Секрет».
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает, чем
они похожи друг на друга. Чем отличаются?
«Большая и маленькая». На столе 6 разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает, стоят ли
эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении,
к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение
верно, то мяч следует поймать.
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления
19
и др. Педагог играет с воспитанниками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот,
кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле не воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре.
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под
ударом черных фигур.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля. И на поля, находящиеся
под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни
разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При
этом запрещается ставить фигуры на клетки. Находящиеся под ударом фигуры
противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей. Но при
точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход
напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две
черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее –
побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую
под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение»,
но с «заминированными полями». Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых воспитанники
должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых воспитанники
должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Воспитанники должны определить, можно и рокировать в
тех или иных случаях.
20
«Два хода». Для того, чтобы воспитанник научился создавать и
реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход
учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей,
воспитанники должны назвать ее.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети
выявляют горизонталь.
«Назови диагональ». Это задание подобно предыдущему, но дети
выявляют горизонталь.
«Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит
определить его цвет.
«Кто быстрее». К доске вызываются два воспитанника, и педагог
предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот,
кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам
угадать его. Учитель уточняет ответы воспитанников.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает:
«Какая фигура сильнее?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и
просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы
суммы очков в армиях учителя и воспитанника были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске
учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход, чтобы черный
король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный
король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти
королем на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного
короля останется наименьшее количество полей для отхода.
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают
мат в два хода.
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают
мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую
комбинацию и добиться материального перевеса.
Кадровое обеспечение
Дополнительную образовательную деятельность по обучению детей игре в
шахматы осуществляет квалифицированный педагог, имеющий высшее образование
по направлению деятельности, обладающий опытом работы с детьми, знанием
шахматной теории и практики.
21
Оценочные материалы
Критерии оценки:
Высокий уровень - правильно выполняет задание самостоятельно
Средний уровень - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
выполняет самостоятельно, но допускает 1-2 ошибки.
Низкий уровень - выполняет задание неправильно.
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 5-6 лет.
Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску, шахматные
фигуры и пешки на шахматной доске, знание названий шахматных фигур, действий с
шахматными фигурами и пешкой.
Задание № 1. Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску.
Задание № 2. Инструкция:
Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?
Задание № 3. Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для
кукол.
Задание № 4. Инструкция:
Посади своих учеников каждого на свое место.
Задание № 5. Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 3:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 6-8 лет.
Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий с шахматными
фигурами и пешкой, умение определять, где на шахматной доске объявлен «шах»,
«мат» королю, умение разыгрывать шахматные положения, умение ставить шах, мат.
Задание № 1. Инструкция:
Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в
древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?
Задание № 2. Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Задание № 3. Инструкция:
Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен
«шах».
Задание № 4. Инструкция:
Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии
королю объявлен «мат».
22
Задание № 5. Инструкция 1:
Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы
перекрыть ход черной пешке?
Инструкция 2:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю?
Инструкция 3:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть на
ладью?
Инструкция 4:
Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать тупик
коню?
Инструкция 5:
Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью?
Задание № 6.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем,
ферзем, пешкой).
Задание № 7. Инструкция:
Поставь на шахматной доске «мат» черному королю.
Показатели освоения программы первого года обучения:
Высокий уровень: ребенок имеет представление о шахматах. Умеет быстро и
правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,
различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия.
Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет
самостоятельно выполнять задания. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая
моторика рук.
Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать
правильный ответ.
Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать,
мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Ребенок
самостоятельно ведет шахматную партию.
Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру
противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.
Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить
поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название
шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно»,
«неравно», «больше», «меньше». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В
игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными.
Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали
и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет
шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие
«рокировка», «шах», «мат». Ребенок не может вести игру.
Показатели освоения программы второго года обучения:
Высокий уровень: ребенок умеет самостоятельно определять ценность
шахматных фигур, сравнительную силу фигур; владеет основными тактическими
приемами; знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль;
23
умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей; проводит элементарные шахматные комбинации; решает
простейшие шахматные задачи в 1-2 хода; разыгрывает шахматную партию от начала
до конца с соблюдением всех правил игры.
Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно
определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; путает термины:
дебют, миттельшпиль, эндшпиль; решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода;
разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры,
но в игре допускает ошибки.
Низкий уровень: ребенок не умеет самостоятельно определять ценность
шахматных фигур, сравнительную силу фигур. Не владеет основными тактическими
приемами. Не знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль; не умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
королем и ферзем, королем и ладьей. Проводит элементарные шахматные комбинации;
затрудняется в решении простейших шахматных задач в 1-2 хода; не умеет
разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
Список литературы
Для педагогов:
1.
Григорьев С. А. Развиваем мышление: шахматы в детском саду и
начальной школе. Екатеринбург: Издательство «Ультрамарин», 2017.
2.
Дьякова О. П. Методическое пособие для педагогов: шахматы как
инструмент формирования логического мышления. Новосибирск: Издательство
«Наука», 2018.
3.
Мишина Е. А. Шахматы в детском саду: основы игровой деятельности.
Казань: Издательство «Учёный», 2021
4.
Петров И. В. Шахматы для детей: методические рекомендации по
обучению. Москва: Издательство «Образование», 2020.
5. Петрова М. А. Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста.
Москва: Издательство «Асенк», 2021.
6. Сергеева И. Н. Развивающие игры по логике для детей дошкольного возраста.
Санкт-Петербург: Издательство «Ковчег», 2019.
7.
Тихомирова, Н. Л. Шахматы как средство умственного развития детей.
Москва: Издательство «Педагогика», 2018.
8. Хачатурова Е. А. Шахматы для дошкольников: Методическое пособие / Е. А.
Хачатурова. – М.: ТЦ Сфера, 2010
9. Шариков В. П. Методика преподавания логического мышления в детском
саду. Москва: Издательство «Просвещение», 2020.
Для родителей (законных представителей):
1.
Аверьянова Н. И. Шахматы в дошкольном образовании: новые подходы и
методики. Краснодар: Издательство «Образовательные технологии», 2020.
2.
Баранов Р. И. Шахматы для малышей: настольные игры и их развитие.
Омск: Издательство «Радуга», 2021.
3.
Иванова Е. В. Детская логика: игры и занятия для развития ума. Москва:
24
Издательство «Умница», 2018.
4.
Костров В. В. Шахматы для начинающих / В. В. Костров, Д. Е. Морозов.
– М.: АСТ, 2017
5.
Кузнецова, А. С., Смирнова М. А. Играем в шахматы: развивающие
занятия для дошкольников. Санкт-Петербург: Издательство «Детский мир», 2019.
6. Кузнецова Л. Р. Секреты развития мышления у детей: практическое
руководство для родителей. Новосибирск: Издательство «Кнопка», 2020.
7. Смирнова Т. А. Как развить логическое мышление у ребенка: рекомендации
для родителей. Казань: Издательство «Феникс», 2022.
8. Чекмарёв, В. П. Игры, упражнения и задания для детей 5-8 лет по обучению
шахматам. Ростов-на-Дону: Издательство «Южный медиацентр», 2022.
Для детей:
1.
Григорьев С. А. Шахматы для малышей: познакомься с игрой!
Екатеринбург: Издательство «Ультрамарин», 2017.
2.
Лебедев П. Б. Шахматные приключения: занимательные задачи для малых
гениев. Санкт-Петербург: Издательство «Чудо-книга», 2019.
3.
Лескова Н. П. В поисках логики: занимательные игры для детей. СанктПетербург: Издательство «Росмэн», 2020.
6.
Нечаев С. П. Шахматы: волшебный мир логики и стратегии. Москва:
Издательство «Детская литература», 2021.
5
Николаев А. И. Логические задачки для самых маленьких. Москва:
Издательство «Российский детский фонд», 2019.
6
Сидоренко О. Е. Приключения в мире домашних заданий: книги для
любознательных ребят. Москва: Издательство «МЕЛ», 2021.
7
Смирнова Л. К. Учимся играть в шахматы: пошаговое руководство для
детей. Москва: Издательство «Образование», 2020.
25