Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности Пифагорка

1

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Условия реализации программы
Оценочные материалы
Список литературы

3 стр.
9 стр.
10 стр.
20 стр.
21 стр.
24 стр.
29 стр.

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Пифагорка» (далее по тексту Программа) разработана в соответствии с
нормативными документами:
●
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
●
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
●
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
●
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
●
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
●
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
●
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
●
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
●
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»;
●
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
●
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
●
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
3

реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
●
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»».
●
Письмо Минпросвещения России «О методических рекомендациях» от
29.09.2023 № АБ-3935/06.
А также на основе «Программы обучения детей грамоте в игровой форме»
И.А. Быковой с учетом возраста дошкольников и разработки Е.В. Колесниковой,
программа «2100» (дидактический материал Петерсона).
Актуальность Программы
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и
обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих
отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Дошкольники, имея
полноценный слух и интеллект, но не овладевшие в нормативные сроки звуковой
стороной языка, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за
недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют
основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и
чтением.
Основная причина - недостатки в развитии процессов звукобуквенного
анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких,
устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе
слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с
формированием слухо - речедвигательного взаимодействия, которое выражается в
правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки
произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению
звукобуквенного анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте
формируются в дошкольном возрасте.
Обучению дошкольников началам математики также в настоящее время
отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации,
получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием
сделать процесс обучения более интенсивным, бурным развитием математической
науки, проникновением ее в разные области знаний.
Математика нужна будет огромному числу людей различных профессий, и
отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в
гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности.
Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая
умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
Обучение по Программе позволяет детям дошкольного возраста избежать
трудности при освоении школьной программы и создает базу для последующего
систематического изучения русского языка и математики.

4

Отличительной особенностью Программы является комплексное
взаимодействием блоков программы («Развитие речи и подготовка к обучению
грамоте» и «Математика»), где присутствует единый игровой сюжет.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со
звуками, буквами, словами, числами и знаками, которые помогут детям
сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную
задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию
мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Обучение математике не сводится к «натаскиванию» ребенка на знание цифр
и простейших операций с ними. Прежде всего, программой предусмотрено развитие
у ребенка интереса к математической науке, что является непременным условием
для успешного овладения ею. В основе работы лежит не работа в рабочих тетрадях,
а работа с карточками и раздаточным материалом (счетные
палочки,
математический набор Фребеля, геометрические фигуры, объемные тела и др.).
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению
знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Важным условием
реализации программы является психолого- педагогическая поддержка
обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития
индивидуальных способностей детей.
Отличительной особенностью Блока «Обучение грамоте», является, что в
занятия включены разные виды игр: словесные игры, дидактические игры, игры
малой подвижности. В играх формируются мыслительные операции:
фонематический синтез, представление, сравнение. Игра по форме является
обучающей – вот в чем ценность таких занятий. Материал, предлагаемый ребенку,
имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий.
Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятие введено
большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на
общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние
эмоции, правильно принимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя
свои индивидуальные способности. Используемый на занятиях дидактический
материал понятени доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит
адаптацией в новых для него условиях обучения.
В процессе обучения чтению ведется систематическая работа по обогащению,
активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой
культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической
речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух,
формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно
составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу,
грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений
ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал,
пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных
рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют
терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно
следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные,
5

последовательные и грамматически правильные. При составлении программы
учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные
возможности и способности.
Программа разработана с учетом основополагающих принципов:
Последовательности - все задачи решаются методом усвоения материала
«от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными
возможностями детей.
Доступности - материал, предлагаемый детям, излагается просто и доступно
для понимания.
Наглядности - знакомство детей с содержанием программы осуществляется
с использованием большого количества наглядного, раздаточного материала,
дидактических игр и пособий.
Дифференциации и индивидуализации – в процессе реализации программы
обеспечивается развитие каждого обучающегося ребенка в соответствии с его
склонностями, интересами и возможностями.
Межпредметности – программой предусматривается связь с другими
предметами: окружающим миром, развитием речи и т.д.
Гуманизации – главной целью деятельности творческого объединения
является развитие обучающегося ребенка.
Деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во время
активной деятельности.
Результативности – программой предусматривается соответствие целей
образования и возможностей их достижения.
Методики и технологии:
технология группового обучения представляет собой способ
организации деятельности детей, является особой формой совместной деятельности,
которая оказывает мощное действие на развитие ребенка. Групповая работа играет
положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей
учебно-воспитательной работе.
технология развивающего обучения содержат большой мотивационный
материал. Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к
учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся и
вызывает интерес к занятиям. Преодолевая посильные трудности, учащиеся
испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми
способами действий, умениями, навыками.
Например, викторины, конкурсы, виды деятельности, в которых учащиеся
самовыражаются и раскрывают свой творческий потенциал.
технология проектной деятельности. Проект - это особый вид
целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной
деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством педагога,
преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение
творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на
получение конкретного результата в виде материального и/или идеального
продукта. Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального
6

социологического опроса с использованием анкетирования и интервью. Проект на
основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по
интересующей учащихся теме и подходящий для индивидуальной работы. Такие
проекты широко используются на разных уровнях по разнообразным тематикам.
технология игровой деятельности Игра позволяет осуществить
дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ребенка в работу,
учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки к предмету. Упражнения
игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют
развивающую функцию, выполняют развивающую функцию, снимают
утомляемость.
На занятии по развитию речи используются игровые элементы («Найди пару»,
«Угадай, что появилось», «Гирлянда» и другие), а в игре «Кто больше?» дети
самостоятельно придумывают слова на заданный звук. Всё занятие может быть
представлено в виде игры (проведение игры-путешествия, игры-соревнования,
интеллектуальной игры по теме). Для создания игровых ситуаций широко
используют картины, иллюстрации, ТСО, тексты художественных произведений.
коммуникативная технология обучения – это обучение на основе общения,
когда процесс обучения является моделью процесса коммуникации. Она позволяет
учащимся лучше узнать друг друга, свободно общаться.
здоровьесберегающая технология включает в себя проведение тематических
физкультминуток на каждом уроке (на занятиях по развитию речи – речевые игры на
каждый звук с подобранными движениями, на занятиях по математике – счет,
закрепление цифр и т.д.); динамических пауз (смотрим по состоянию детей, если
устали, то можно сделать небольшую паузу до или после основного отдыха);
гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, «пение» звуков.
Адресат Программы:
дошкольного возраста.

программа

разработана

для

детей

старшего

Направленность Программы - социально-гуманитарная.
Объем Программы.
Сроки реализации Программы – 1 год. Оптимальное количество детей – 15
человек.
Программа предполагает проведение занятий 2 часа в неделю, 8 часов в месяц,
72 часа в год.
Продолжительность занятий: 30 минут – подготовительная группа
Уровневость- стартовый уровень
Формы обучения – групповая
Виды занятий – беседы, игры, практическое занятие, открытое занятие.

7

Характеристики, значимые для реализации Программы.
Возрастные особенности детей.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный
запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка,
совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных
(синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.
Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение
количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений
одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно,
поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов,
которыми они уже пользуются.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап
речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает
удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и
сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к
грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста
является активное освоение или построение разных типов текстов (описание,
повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают
активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между
предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало,
середина, конец).
Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших
дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка,
не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности,
регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети
ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж
множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными,
разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение
правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к
неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой
при составлении связного высказывания.
С учетом психических и физических особенностей детей и строится работа
кружка по развитию звуко - буквенного анализа и фонематического восприятия, с
тем чтобы недостатки устранить и подготовить ребенка к следующему этапу
обучения «Развитие интереса и способностей к чтению».
В возрасте 6-8 лет у детей активно формируются математические
способности, включая умение считать, складывать и вычитать, а также понимать
базовые математические понятия. Этот период характеризуется развитием
логического мышления, пространственного восприятия и умения решать задачи.
Основные задачи в этот период - формирование элементарных математических
представлений и подготовка к школьному обучению.
Они учатся считать до 10, а затем до 20, осваивают прямой и обратный счет,
начинают понимать сложение и вычитание в пределах 10, а затем и большего числа,
углубляется понимание значения числа, его места в числовом ряду, соотношения с
количеством предметов. Дети знакомятся с основными геометрическими фигурами
(круг, квадрат, треугольник и т.д.) и их свойствами, учатся ориентироваться в
8

пространстве, определять положение предметов относительно себя и других
объектов, учатся понимать и решать простые арифметические задачи, как в устной,
так и в письменной форме.
У дошкольников развиваются навыки анализа, сравнения, классификации,
установления причинно-следственных связей.
Формы проведения контроля – наблюдение, практическое занятие,
открытое занятие.
Цель и задачи Программы
Цель Блок «Обучение грамоте» – обучение осмысленному и осознанному
чтению с учетом уровня индивидуальных возможностей ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
обучить умению работать с полным составом звуков и букв русского
языка;
обучить аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний –
чтению;
обучить чтению поэтапно;
обучить составлять предложения с заданным количеством слов;
обучить выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).
Развивающие:
развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров,
высказываний;
развивать умение говорить и слушать, интерес и внимание к слову, к
собственной речи иречи окружающих;
развивать координацию, мелкую моторику рук;
Воспитательные:
развивать познавательные интересы к учебной деятельности и
формировать желание учиться в школе;
развивать коммуникативную функцию речи;
воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;
воспитывать культуру общения, которая способствует умению
излагать свои мысли, чувства, переживания;
воспитывать культуру речи.
Цель Блок «Математика» – создание условий для формирования у детей
элементарных математических представлений, развития интеллектуальных
способностей, познавательной активности и интереса к математике.
Задачи:
Развивающие:

развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание,
память;

развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

9

Обучающие:

познакомить с понятиями множества, числа, величины, формы,
пространства ивремени;

формировать умения и навыки в счёте, вычислениях, измерениях,
моделировании.
Воспитательные:

формировать способность к саморегуляции поведения и воли для
выполнения поставленных задач, умение планировать, осуществлять самоконтроль
и самооценку;

воспитывать аккуратность и самостоятельность. 
Содержание Программы
Учебный (тематический) план
Занятия по данной Программе состоят из теоретической и практической
частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму
занятий можно определить, как творческо-учебно-познавательную деятельность
детей. Теоретическая часть занятий при работе является максимально компактной и
включает в себя необходимую информацию о теме, предмете знания; практическая
часть позволяет учащимся закрепить полученные знания, сформированные умения
и полученные навыки.
БЛОК Обучение грамоте (чтение и письмо)
Тематика занятия

Кол-во часов

практика

1

Речь устная и письменная. 2
Предложение. Слово и слог.
Рабочая строка.

1

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

2

Звуки в речи. Ударение.

1

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

всего

теория

№
п/п

Форма контроля

2

10

3

Звуки в
слияние.

словах.

Слог

- 2

1

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

4

Гласный звук [а], [у], буквы 1
А, а, У, у.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

Строчная
и
заглавная
буквы А, а, У, у. Сравнение
строчной и заглавной букв.
5

Гласный звук [о], [е], буквы 1
О, о, Е, е.
Строчная
и
заглавная
буквы О, о, Е, е. Сравнение
строчной и заглавной букв.

6

Согласные звуки [м], [м,], 1
буквы М, м. Строчная и
заглавная
буквы М,
м. Сравнение строчной и
заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

7

Согласные звуки [с], [с,], 1
буквы С, с

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

Строчная
и
заглавная
буквы С,
с. Сравнение
строчной и заглавной букв.
8

Согласные звуки [х], [х,], 1
буквы Х, х. Строчная и
заглавная
буквы Х,
х.
Сравнение
строчной
и
заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

9

Согласные звуки [р], [р,], 1
буквы Р, р.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

-

1

Дидактическая
занимательные

Строчная буква р. Заглавная
буква Р. Сравнение строчной
и заглавной букв.
10

Твердый согласный звук [ш], 1
буквы Ш, ш. Строчная и

игра,

11

заглавная
буквы Ш,
Сравнение
строчной
заглавной букв.
11

Гласный звук [ы], [и], буква 1
ы, И, и.
Строчная буква ы, И,
Сравнение
строчной
заглавной букв.

12

ш.
и

задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль
-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

и.
и

Согласные звуки [л], [л,], 1
буквы Л, л.
Строчная
и
заглавная
буквы Л,
л.
Сравнение
строчной и заглавной букв.

13

Согласные звуки [н], [н,], 1
буквы Н, н.
Строчная
и
заглавная
буквы Н,
н. Сравнение
строчной и заглавной букв.

14

Cогласные звуки [к], [к,], 1
буквы К, к.
Строчная
и
заглавная
буквы К,
к. Сравнение
строчной и заглавной.

15

Согласные звуки [т], [т,], 1
буквы Т, т. Строчная и
заглавная
буквы Т,
т.
Сравнение
строчной
и
заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

16

Согласные звуки [п], [п,], 1
буквы П, п. Строчная и
заглавная
буквы П,
п.
Сравнение
строчной
и
заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

17

Согласные звуки [з], [з,], 1
буквы З, з. Строчная и
заглавная
буквы З,
з. Сравнение строчной и

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
12

заглавной букв

работа, самоконтроль

18

Звук [ј,], буквы Й, й. Строчная 1
и заглавная буквы Й, й.
Сравнение
строчной
и
заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

19

Согласные звуки [г], [г,], 1
буквы Г, г. Сопоставление
слогов и слов с буквами г и к.
Строчная
и
заглавная
буквы Г,
г. Сравнение
строчной и заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

20

Согласные звуки [в], [в,], 1
буквы В, в. Строчная и
заглавная
буквы В,
в.
Сравнение
строчной
и
заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

21

Согласные звуки [д], [д,], 1
буквы Д, д. Сопоставление
слогов и слов с буквами д и т.
Строчная
и
заглавная
буквы Д,
д. Сравнение
строчной и заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

22

Согласные звуки [б], [б,], 1
буквы Б, б. Сопоставление
слогов и слов с буквами б и п.
Строчная
и
заглавная
буквы Б,
б. Сравнение
строчной и заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

23

Твердый согласный звук [ж], 1
буквы Ж, ж. Строчная и
заглавная
буквы Ж,
ж.
Сравнение
строчной
и
заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

24

Буква ь – показатель мягкости 2
предшествующего
согласного. Буква ь.

1

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная

Буква

ъ

–

показатель

13

работа, самоконтроль

твердости предшествующего
согласного.
Буква ъ.
25

Гласные буквы Я, я, Ю, ю. 1
Строчная
и
заглавная
буквы Я, я, Ю, ю. Сравнение
строчной и заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

26

Гласные
буквы
Ё,
ё. 1
Строчная и заглавная буква ё,
Ё. Сравнение строчной и
заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

27

Мягкий согласный звук [ч,], 1
буквы Ч, ч. Строчная и
заглавная
буква ч,Ч.
Сравнение
строчной
и
заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

28

Гласный звук [э], буквы Э, э. 1
Строчная
и
заглавная
буквы Э,
э.
Сравнение
строчной и заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

29

Твердый согласный звук [ц], 1
буквы Ц, ц. Строчная и
заглавная
буквы Ц,
ц.
Сравнение
строчной
и
заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

30

Согласные звуки [ф], [ф,], 1
буквы Ф, ф. Строчная и
заглавная
буквы Ф,
ф.
Сравнение
строчной
и
заглавной букв.

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

31

Мягкий глухой согласный 1
звук [щ,], буквы Щ, щ.
Строчная
и
заглавная
буква Щ щ.
Сравнение

-

1

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
14

строчной и заглавной букв.
32

Русский
Повторение.

работа, самоконтроль

алфавит. 1

Итого:

36

1

-

5

31

Дидактическая игра,
занимательные
задания,
самостоятельная
работа, самоконтроль

Содержание учебного (тематического) плана
БЛОК Обучение грамоте (чтение и письмо)
1.Речь устная и письменная. Предложение. Слово и слог.
Теория. Знакомство с общим представлением о языке, рабочей строкой
(верхняя и нижняя линии).
Практика. Письмо овалов и полуовалов. Членение речи на предложения,
предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Деление
слов на слоги.
2.Звуки в речи, ударение.
Теория. Знакомство со звуками.
Практика. Ударение в словах (выделение голосом, длительное и более
сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в
слове. Письмо длинных прямых наклонных линий.
3.Звуки в словах. Слог – слияние.
Теория. Представление о звуке (гласный, согласный), различение на слух и
при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких)
звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие
голоса, слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способами обозначения
твердости и мягкости согласных.
Практика. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).
Чтение слогов - «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с
изученными буквами.
4 – 31. Звуки и буквы.
Практика. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных),
звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера,
последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и
произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую
структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение
15

соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и
предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями. Составление из букв и
слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звукослогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение
осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов,
коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на
основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения
ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
32. Русский алфавит.
Теория. Повторение букв алфавита, закрепление звуков.
БЛОК Математика

Тематика занятия

Кол-во часов

теория

всего
1

2

4

5

6

7

Общие понятия.

Числовая прямая.
Графический диктант

1

2

Последовательность чисел до
10.
2
Письмо чисел 0, 1
Состав чисел 2,3.
Письмо чисел 2,3

Состав числа 4.
Письмо числа 4
Состав числа 5.

2

практика

№
п/п

1

1

1

1

Форма контроля

-

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

2

1

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

2

1

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
16

Письмо числа 5

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

самостоятельная работа,
самоконтроль

Состав числа 6.

2

Письмо числа 6

Состав числа 7.

2

Письмо числа 7

Состав числа 8.

2

Письмо числа 8

Состав числа 9.

2

Письмо числа 9

Состав числа 10.

2

Письмо числа 10

Слагаемое, слагаемое, сумма.

Уменьшаемое,
разность.

1

1

1

1

1

1

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

-

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

-

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

вычитаемое,

Решение задач на сложение.

Решение задач на вычитание.

Числа от 10 до 20.

1

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

1

1

1

-

1

-

1

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

4

2

2

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
17

самоконтроль

2

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

1

2

Дидактическая
игра,
занимательные задания,
самостоятельная работа,
самоконтроль

1

-

1

Тест

36

17

19

18

Величины и их измерение.

19

Отрезки. Углы. Углы, стороны
фигур.
3
Графический диктант

20

Повторение. Тестирование.
ИТОГО:

3

1

Содержание учебного (тематического) плана
БЛОК Математика
1.Общие понятия
Теория. Закрепление свойств (признаков) предметов: цвет, форма, размер,
назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по
заданным свойствам, сравнение отдельных предметов на основе заданных
признаков, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными
признаками (свойствами). Сравнение количества предметов в группах: равно, не
равно, столько же, больше, меньше.
2. Числовая прямая. Графический диктант.
Теория. Знакомство со знаками. Знакомство с числовой прямой.
Практика. Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по
точечному образцу и самостоятельно.
4 -12. Числа от 1 до 10.
Теория. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе
относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее
число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).
Различение количественного и порядкового счёта. Счёт в обратном порядке.
Знакомство с элементами арабских цифр. Натуральное число как результат счёта и
мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах
10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений
величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Практика. Счёт по образцу и заданному числу с участием анализаторов.
Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух меньших чисел на основе моделирования
отношений между частями и целым. Сравнение числа элементов конечных
предметных множеств. Письмо цифр от 0 до 10 по образцу.

18

Игра «По грибы по ягоды». Рисование по точечному образцу. Игра «Пушистая
история». Весёлый счёт: «Мишки вышли по грибы». Работа со счётным материалом.
Прямой и обратный счёт от 0 до 10.
13 – 14. Слагаемое, слагаемое, сумма. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Теория. Знакомство с терминами: слагаемое, слагаемое, сумма. Знакомство с
терминами: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
15 – 16. Решение задач на сложение. Решение задач на вычитание.
Практика. Составление и решение задач на сложение и вычитание.
17. Числа от 10 до 20.
Теория. Закреплять представления о числах и цифрах от 10 до 20 на основе
сравнения двух множеств. Учить устанавливать соответствие между количеством
предметов, числом и цифрой; считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
определять место того или иного числа в ряду (10-20 по его отношению к
предыдущему и последующему числу; различать количественный и порядковый
счёт в пределах 20. Знакомить с числами от одиннадцати до двадцати и новой
счётной единицей – десятком;
Практика. Знакомить с записью чисел второго десятка.
18. Величины.
Теория. Знакомство с понятиями величины.
Практика. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки
моделирование отношений между частью и целым – объединение частей в целое,
выделение части из целого. Ознакомление с пространственными и временными
отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева–справа, вверху–
внизу, впереди–сзади, близко–далеко, выше–ниже и т.д. Ориентация в пространстве
относительно себя. Ориентация в пространстве относительно другого лица или
предмета. Чтение плана пространства на основе замещения и моделирования,
определение своего места на плане. Формирование временных представлений: утро,
день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже; ориентация в
последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому
времени года.
19. Отрезки. Углы, стороны фигур. Графический диктант.
Теория. Знакомство с понятиями: отрезок, угол, сторона фигуры. Закрепление
знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал,
трапеция); знакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник,
шестиугольник).
Практика. Закрепление умения дорисовывать геометрические фигуры до
знакомых предметов. Продолжать учить рисовать символические изображения
предметов из геометрических фигур в тетради в клетку; выкладывать из счётных
палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);
преобразовывать одни фигуры в другие (путём складывания, разрезания). Учить
называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).
Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному
19

образцу и самостоятельно. Игра «На лугу». Ломаная линия. Игра - «По грибы, по
ягоды».
20. Повторение. Тестирование
Практика. Тест.
Планируемые результаты
Блок «Обучение грамоте» (чтение и письмо)
Метапредметные
графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
определение понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная
главная, ударный слог; знать и называть все буквы алфавита; знать пословицы,
поговорки, скороговорки.
Личностные
умение переключаться с одного вида деятельности на другой (физминутки
с четким произношением звуков, дыхательная гимнастика) и умение радоваться
результатам, как своего труда, так и результатам сверстников, удивляться новому
(проявление эмоций);
умение применять полученные знания, организовывать свое рабочее место,
умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации, понимать инструкции и
алгоритмыдействия, планирования, умение доводить дело до конца, самостоятельно
принимать решение;
интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Предметные
различать гласные и согласные звуки;
владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные
линии; рисовать геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать
карандашом, не выходя за контуры;
выполнять звукобуквенный анализ слова;
графически обозначать звуки, слоги и слова достаточно отчетливо и ясно
произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным
звуком, определять место звука в слове;
определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в
предложениях, предложений в тексте4
строить сложные предложения разных видов;
составлять рассказы по серии картинок.
Планируемые результаты
Блок «Математика»
Предметные
знать цифры; уметь считать в пределах десяти;
понимать и уметь объяснять разницу между количественным и порядковым
счетом;
20

знать количественный состав чисел 2 и 3 из единиц;
уметь сравнивать предметы по размерам накладыванием, прикладыванием,
измерением;
понимать, что такое условная мера, уметь самостоятельно измерять;
устанавливать ряд размеров по одному из параметров (длине, ширине, высоте,
толщине);
ориентироваться от любого предмета в ограниченном пространстве:
групповой комнате, на площади стола, листе бумаги; знать особенности
геометрических фигур (стороны, углы), уметь группировать их по конкретным
признакам: цвету, размеру и др.;
знать и показывать дни недели по порядку;
понимать, из каких частей состоят сутки: утро, день, вечер, ночь.
Метапредметные и личностные результаты
процессе реализации программы закладываются основы формирования
таких важнейших сторон личности дошкольников, как способность к организации
собственной деятельности;
умение слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение;
уважительно относиться к иному мнению;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
повышение мотивации и, как следствие, появление устойчивого
познавательного интереса к окружающему миру и к математике, в частности,
познавательная активность и инициативность.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога;
проговаривать последовательность действий на занятии;
отличать, верно, выполненное задание от неверного;
совместно с педагогом давать эмоциональную оценку собственной
деятельности на занятии.
сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа,
числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
составлять математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
уметь работать в группе, четко и понятно излагать свою точку зрения.
Комплекс организационно – педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график на 2025 – 2026 учебный год.
№
п/п
1
2

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней

36
72
21

3
4
5
6
7
8
9

Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10
11

Окончание учебного года
Сроки проведения контроля

12

Режим занятий

2
72
17
19
1 сентября
отсутствуют
3 – 4 ноября, 31 декабря –
9 января, 23 февраля, 9
марта, 1 мая, 11 мая
29 мая
15- 30 декабря, 15 – 29
мая
2 раза в неделю по 30
минут

Материально-техническое обеспечение
Для достижения максимально положительных результатов на занятиях
используется специальный учебный кабинет, в который входит:
Доска учебная – 1 шт.;
Стулья детские– 15 шт.;
Столы детские – 8 шт.;
Стол (учительский) – 1 шт.
Мебель подобрана по возрасту и росту детей, соответствует СанПиН.
Ноутбук – 1 шт.;
Мультимедийная установка – 1 шт.;
CD-проигрыватель – 1 шт.
Информационное обеспечение
1.
Онлайн-сервис дистанционного образования для детей дошкольного
возраста. На сайте содержится обучающий контент с огромным количеством
упражнений, направленных на формирование и развитие интеллектуальных
способностей детей.
"IQша - клуб гармоничного развития ребёнка" http://iqsha.ru/

Играем и учимся - картинки, раскраски, развиваем внимание и память,
игры для малышей "Детские развивающие онлайн игры" http://igraem.pro/
2.

Логические игры, раскраски, пазлы, "Найди отличие", лабиринты
"Бесплатные развивающие онлайн игры для детей 3-4-5 лет" http://345-games.ru/
3.

Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования имеет высшее педагогическое
образование со знанием специфики обучения и воспитания детей дошкольного
22

возраста, осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии с
образовательной программой, развивает их разнообразную творческую
деятельность. Комплектует состав учащихся детского объединения и принимает
меры по сохранению контингента учащихся в течение срока обучения. Обеспечивает
педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения)
исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на
достижения в области методической, педагогической и психологической наук, а
также современных информационных технологий. Педагог имеет возможности
профессионального роста, повышать свой социальный статус, участвовать в
профессиональных конкурсах, проведении семинаров, педагогических мастерских в
рамках программы повышения квалификации.
Методические материалы
дидактические материалы – раздаточные материалы (счетные палочки,
геометрическое лото, схемы сложения и вычитания, звуковые картинки и др.)
инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий на
занятия по развитию мелкой моторики рук (альбомы, штриховка, образцы лепки и
т.д.), тетради в клетку для занятий, простой карандаш, ручка, цветные карандаши,
аудиозаписи, тексты художественных произведений, ножницы, пластилин, цветная
бумага, цветной картон и пр.
Игровые упражнения (лексика, грамматика, фонетика), игры и задания:
«Кто внимательный?»;
«Скажи кто, что это?»
«Кто больше»
«Скажи кто так?»
«Тим – Том»;
«Что к чему?»
«Слоговое лото»;
«Кто так говорит, делает?»
«Дополни слог, слово»;
«Что общего?»
«Перевёртыши»;
«Назови одним словом»
«Узнай звук»
«Волшебный мешочек»
«Слоговой аукцион»;
«Крылатое слово»
«Найди слово в слове»;
«Один – много»
«Третий лишний»;
«Пишущая машинка»
«Напиши кружочками»;
«Звуковая цепочка»
«Слушай хлопки»;
«Чего не стало»
«Что общего»
«Раздели по группам»
«Бывает – не бывает»
«Рифмы»
«Хорошо – плохо»
«Чей голосок?»
«Синий – зелёный»
«Подбери пару»
«Расшифруй слово»
«Кто что подарил?»
«Повтори, не ошибись!»
«Наоборот»
«Кто где живёт»
«Сигнальщики»
«Заколдованные слова»
«Рассыпанное слово»
«Найди букву»
«Узнай по описанию»
«Кто как двигается?»
«Подбери слово»
«Назови ласково»
«Придумай слово»
«Измени слово»
«Доскажи словечко»
23

«1-3-5»
«Закончи слово, предложение»
«Анаграммы»

«Звук заблудился»

В ходе реализации программы широко используются дидактические игры:
«Числовой ряд», «Назови число», «Разложи на две тарелочки», «Расставь на две
полки», «Засели жильцов», «Дополни до ...», «Чудесный мешочек», «Найди и
назови», «Пифагор», «Поиграем», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Найди
игрушку», «Нарисуй картинку», «Футбол», «Помоги паучку», «Расставь по
порядку», «Какая картинка на столе»,
«Найди ошибку»,
«Какая фигура
следующая»,
«Составь
картинку», «Дорисуй», «Лабиринты», «Пентамино»,
«Составь цепочку из 3-х кусочков» и др. Кроме того, в ходе занятий используются
счётные палочки, раздаточный материал, мелкий счётный материал, карточки с
картинками, карточки с примерами, схемы, карточки для самостоятельных работ,
полоски бумаги, линейки, сантиметровая лента, ведёрко, банки (1 л., 0,5 л.), весы,
учебные часы, календарь, песочные часы, календарь природы.
Демонстрационный материал:
наглядно-дидактический:
Плакат «Азбука»
Картинки с изображением букв
Картинки для звукового анализа слов
Демонстрационные картинки на звуки
Слоговые таблицы
Демонстрационный «Алфавит»
раздаточный:
Пеналы с индивидуальными цветными кружочками (красные, синие,
зелёные). Полоски для выкладывания предложений
Кубики с буквами. Рабочие тетради
Предметные картинки на звуки в начале, в середине и в конце слова. Рабочая
тетрадь Колесникова Е.В. «Предмет, слово, схема»
Н.Г.Салмина, А.О.Глебова «Учимся рисовать» (точки, клетки и штрихи)
альбом для развития мелкой моторики рук.
Оценочные материалы
Целью проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностики
является корректировка развития и обучения ребенка с учетом его индивидуальных
особенностей. Подведение итогов по результатам освоения материала данной
программы может быть отражено во время проведения открытых занятий с участием
родителей, администрации образовательного учреждения в середине и конце
учебного года, когда дети показывают, чему они научились за определенный период
времени.
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
общеразвивающей программы «Пифагорка» осуществляется педагогом на
основании диагностического инструментария Е.В. Колесниковой «Тесты» по
разделам:

24

1. Речь и речевое развитие (словарь, грамматический строй речи, связная

речь).
2. Художественная литература (чтение наизусть стихотворений, пересказ

знакомых сказок, отгадывание загадок, умение по иллюстрациям пересказывать
сказки).
3. Подготовка к обучению грамоте (произношение всех звуков,
фонематический(звуковой) слух, звуко-буквенный анализ, чтение).
4. Развитие
математических представлений (количество
и
счёт,
геометрические фигуры, величина, ориентировка во времени и пространстве).
5. Моторика (мелкая моторика, графические навыки).
В процессе проведения практических занятий, а также выполнения детьми
индивидуальных заданий. С целью контроля усвоения детьми материала в процессе
обучения и развития ведется наблюдение за деятельностью детей.
Педагогическая диагностика позволяет педагогу получить дополнительную
информацию о способностях ребенка, объективно оценить его учебные
возможности, наблюдать изменения, которые происходят процессе обучения.
БЛОК Обучение грамоте (чтение и письмо)
Диагностика речевого развития и развития мелкой моторики рук
Позволяет определить уровень развития грамматического строя речи
(словообразование, словоизменение, употребление предлогов), фонематическую
сторону речи (голос, сила, темп, интонация), четкое произношение звуков.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики
(«Диагностика уровня воспитанности», «Диагностика речевого развития и развития
мелкой моторики рук») (приложение) конкурс, открытое занятие («В гостях у Деда
Мороза», «Машины загадки» и др.), портфолио объединения («Книга Почета» о
достижениях учащихся), конкурс чтецов.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
блок
Упражнения на координацию движений
1.
«Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это
упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он
выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
2.
«Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
3.
Катание шарика.
2
блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев

1

Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,
потом левой руки, затем обеих рук.
2.
Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой
руке, потом на левой.
1.

25

3.
Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по
столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
4.
Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы:
указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на
ладони.
3
блок
Работа с бумагой
1.
Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована
координация движений рук).
2.
Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в
работе).

блок
Упражнения на дорисовывание (отдельная система баллов)

4

Упражнение «Полоски».
Методика:
«Возьми
в
руку
карандаш ипосмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски.
Междуэтими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые
линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу
"Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай
быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Дляэтого
задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 3 строки при удовлетворительном качестве
исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них
характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за
пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 2 строк при удовлетворительном качестве
исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру
строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 1 строку или выполненное задание отличается
неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий
относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски
строк).
0 баллов – с заданием не справился.
1.

2.

Упражнение «Дорожки».
Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий
перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине
дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии. 0 баллов – с заданием не
справился.

26

3.

Упражнение «Мячики».
Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий
перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю.
Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии
в кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.

4.

Упражнение «Узоры».
Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать
узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.

5.

Упражнение «Узоры по клеточкам».
Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать
узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок. 2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора. 0 баллов – с заданием не
справился.

6.

Упражнение «Линии».
Методика: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и
рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх,
одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна
клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок. 2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.

7.

Упражнение «Домик».
Методика: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую
же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок. 2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.

27

8.

Упражнение «Лес».
Методика: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий
перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно полинии, не
отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 18 и более баллов свидетельствует о
сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков
графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет
мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой
произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне
заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности).
Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития
мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного
овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 13 до 18 баллов свидетельствует о
достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков
графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции
движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе
двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 13 и менее баллов свидетельствует о
недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка
графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и
контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной
производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться
недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной
деятельности в начальной школе.
Блок «Математика»
Для проведения диагностики используются следующие задания:
Задание № 1. Выявление умений счёта.
Инструкция к проведению: педагог предлагает ребёнку посчитать до 10.
Задание № 2. Выявление знания цифр. Материал: набор цифр в произвольном
порядке.
Инструкция: педагог предлагает ребёнку расположить цифры по порядку от
1до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 3, 2, 6).
Задание № 3. Выявление знаний о количественном составе числа из единиц
28

впределах пяти, умения различать количественный и порядковый счёт.
Материал: на столе лежат в ряд муляжи овощей: картошка, огурец, помидор,
морковь, свёкла. Инструкция: педагог предлагает ребёнку сказать, из каких овощей
составлена группа, которая по счёту картошка (а), который по счёту помидор (б),
просит посчитать по порядку.
Задание № 4. Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Материал: «Математический набор». Инструкция: педагог предлагает ребёнку
отсчитать 9 кружков, а потом обозначить это количество цифрами.
Задание № 5. Выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.
Материал: «Математический набор». Инструкция: педагог предлагает ребёнку
отсчитать 8 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого даёт
следующее задание: сначала отсчитать 7 треугольников, а потом увеличить число на
единицу.
Задание № 6. Выявление знаний о геометрических фигурах. Материал: набор
геометрических фигур разной формы и величины, цвета. Инструкция: педагог
предлагает ребёнку отложить круги, треугольники, прямоугольники, квадраты и
назвать все группы фигур.
Задание № 7. Выявление умений раскладывать предметы по увеличению или
уменьшению длины. Материал: пять полосок разной длины и цвета. Инструкция:
педагог предлагает ребёнку разложить полоски по порядку от самой длинной до
самой короткой, а затем сказать, какие они по длине.
Задание № 8. Выявление умения ориентироваться в пространстве.
Инструкция: педагог предлагает ребёнку сказать, что слева от него, что справа, что
впереди.
Задание № 9. Выявление умения ориентироваться во времени, называть
части суток. Материал: картинки, на которых изображены разные части суток.
Инструкция: педагог предлагает ребёнку разложить картинки по порядку, начиная
с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок, что происходило (утро, вечер,
день, ночь); назвать, какое сейчас время суток.
Оценка результатов:
Правильно выполнил задание – 3 балла;
Выполнил задание с помощью небольшой подсказки педагога – 2 балла;
Выполнил задание с помощью взрослого или со второй попытки – 1 балл.
Список литературы
Для педагогов
1.Безруцких М.М., Ефимова С.П. «Упражнения для занятий с детьми,
имеющие трудности при обучении письму». – Тула, 2013
2. Венгер Л.А., .Венгер А.Л «Готовим ребенка к школе»- СПб.: Питер, 2014;
3. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». М.2013;
4. Венгер Л.А., Дьяченко М.О. «Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 2014
5. Дмитриева В.Г. «От буквы к слогу». - М.: АСТ, 2014;
6. Жукова Н.С. «Первая после букваря книга для чтения». – М.: Эксмо, 2014.
7. Колесникова Е.В. "Тесты для детей 6-ти лет" Москва: Издательство Ювента,
29

2011г.
8. Колесникова Е.В. «Предмет, слово, схема», Просвещение Бином, 2021.
9. Салмина Н.Г., А.О.Глебова А . О . «Учимся рисовать» (точки, клетки и

штрихи) альбом для развития мелкой моторики рук – М.: изд.дом «Вента-Граф»,
2015.
10.Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ.
Москва: Творческий центр, 2010.
Для родителей (законных представителей):
1. Анисимова Т.Б. Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их
родителей / Анисимова Татьяна Борисовна. - М.: Феникс, 2021.
2. Веприцкая Ю.Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы
детей 4 -6 лет. - М: Учитель, 2010.
3. Иванова Е.В. Как подготовить ребенка к школе. ФГОС ДО - Издательство
Учитель, 2020
4. Макеева О.Н. Развиваем внимание и память. Много-много упражнений
для развития мышления - Издательство: Феникс, 2021
5. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М.: МозайкаСинтез, 2008.
6. Медов В.М. Графические диктанты. Мир за окном. Тетрадь для занятий с
детьми 5-6 лет - Издательство: ВАКо, 2016
7. Нянковская Н.Н., Е. В. Соколова Е.В. «Веселые задачи. Пособие для детей
5-7 лет» - Издательство: "Харвест, Академия Развития" (2010)
8. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики:
картотека пальчиковых игр. - М.: Каро, 2010.
9. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие детей дошкольного возраста Издательство: Советские учебники, 2025
10. Юрченко Е. Вся жизнь – игра. Развивающие игры и упражнения для
детей 6 лет. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.
11. Ягодкин Н. «Энциклопедия детской мотивации: как вдохновить ребенка
учиться» - Москва : Бомбора, 2022.
Для детей:
1. Годовой курс подготовки к школе: для детей 6–7 лет / Н. М. Липская,
И.М. Мальцева, С.В. Пятак и др. — Москва : Эксмо, 2016
2. Играем со словами. Задания на закрепление навыков чтения. Для детей 5-7
лет. Папка дошкольников. Солнечные ступеньки. - Издательство
Солнечные ступеньки. УДИВиТ, 2022
3. Игнатьева Л.В., Колесникова Е.В. Азбука. Мой первый учебник Издательство Просвещение, 2022
4. Илюхина В. А. Волшебные линии. Рабочая тетрадь для подготовки к школе
- Издательство Просвещение, 2023
5. Колесникова. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь Издательство - Просвещение, 2025

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».