Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности Карусель игр

Пояснительная Записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Карусель игр» разработана с
опорой на Федеральный закон от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам"
Концепцию развития дополнительного образования в РФ (Распоряжение
Правительства РФ № 1726-Р от 04.09.2014 г.); Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и
науки Российской Федерации от 18.11.15
№ 09-3242; СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Направленность программы: социально - гуманитарная
Актуальность программы
Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В этом возрасте
закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического,
умственного, нравственного развития ребёнка.
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на
школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому
знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным
образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" знамение нашего времени.
Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми
факт. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным
развитием. Для того, чтобы поддержать эти преобразования в современном мире,
дошкольные педагоги должны грамотно управлять процессом формирования
основных приемов мышления детей дошкольного возраста.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это
познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать.
Однако при обучении математике эти умения очень недолго выручают ребенка на
уроках. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и
несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть
самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на
математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с
математикой». В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда
имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее
научен элементам школьной программы.
Развитое логическое мышление – это не природный дар, с наличием или
отсутствием которого следует смириться. Развитием логического мышления можно и
нужно заниматься. При организации специальной развивающей работы над
формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается
значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного

уровня развития ребенка. Развивать логическое мышление дошкольников необходимо
для выработки определенных математических умений и навыков.
Вообще в жизни детям понадобятся умения сравнивать, анализировать,
конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить детей решать проблемные
ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное,
самостоятельно подходить к обобщениям.
Отличительные особенности
Основой данной программы является формирование и развитие у дошкольников
приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации,
абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического
содержания Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что
основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей,
начиная с дошкольного возраста.
Игровые технологии – один из популярных педагогических технологий,
применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых
положена игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра, как основная единица этой
технологии, одновременно может иметь свои цели и задачи, но в то же время
предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных установок
и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога.
Игровые технологии как социально – психологический феномен в теории
имитации является оригинальной ненасильственной технологией, а также техникой
освоения культуры человечества.
Игры одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру
принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются
и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие
интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Методологической основой программы «Карусель игр» являются следующие
научные подходы:

теории личностно -ориентированного подхода в обучении.

положения теории деятельности и деятельностного подхода к развитию
личности и обучения.

положения теории готовности к познавательной деятельности.

положения теории педагогической рефлексии.

положения теории готовности к развитию логического мышления и
рефлексии.

концепции информатизации образования.
При проведении дидактических игр используем следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
•
вхождение в воображаемую ситуацию;
•
выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
•
ситуации.
Диалогические методы:

•
•
•
•
•
•

беседа;
формулировка выводов;
проблемные вопросы. Методы обучения:
показ способа действия;
проблемная ситуация;
упражнения.

Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей, все занятия
проводятся в игровой форме. Игровая форма работы очень эффективна, так как именно
в игре развиваются творческие способности личности.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей
познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение
учиться, познавать новое. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,
характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Применяемые на занятиях занимательные задачи способствуют развитию у ребенка
умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные
решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи
необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная
задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем её
хитрость.
Четвертый лишний”, “Логическое лото”. Играть можно так же, как обычно
играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице. Необходимо
закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным. На
каждого играющего ребенка (занятие подгруппой не более 5-7 детей) нужна большая
белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей. Наборы разыгрываемых карточек
образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по
разным признакам:
Серия 1. Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты,
имеющие общие названия.
Серия 2. Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо
геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную
форму.
Серия З. Каждый ребенок выбирает себе “кляксу” из цветной бумаги (красной,
синей, желтой, зеленой, коричневой, белой) и подбирает предметы такого же цвета
Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой
природным материалом. Основные игровые действия с ними:
нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти
игры развивают цвета, величины, формы.
Настольно—печатные игры направлены на уточнение представлений об
окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций
(анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)
Настольно печатные игры разделены на видовые: парные картинки, лото,
домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших
дошкольников
Словесные игры: в эту группу входит большое количество народных игр

типа «Краски»,
«Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание,
сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Творческие игры: Это “Угадай загадки Веселого Карандаша”, “Определи курс
движения самолета” и другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится
сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересе поиск
недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают
придумывать их сами. Дидактические игры и упражнения “Нарисуй, правильно
считая и двигаясь в нужном направлении” Данная группа игр помогает детям
тренировать свое внимание точно следовать указаниям ведомого, работать
последовательно и добиваться желаемого результата, сравнивая свой рисунок с
образцом.
Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных
способов работы с наглядностью. Широко используются головоломки и загадки.
Загадки отличаются четкостью построения фразы, лаконичностью, образностью.
Знание загадок воспитывает поэтическое чувство. Загадки учат нестандартности
мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными
вещами.
Формы подведения результатов
За основу выявления уровня сформированности логического мышления у детей
дошкольного возраста взята диагностическая методика, предложенная Л.А.Венгером.
Диагностический комплекс включает в себя диагностические задания, проблемные
ситуации, дидактические игры разной направленности, наблюдения за детьми в
специально организованной игровой деятельности, в общении и решении заданий.
Адресат
Программа по развитию логического мышления рассчитана на один
учебный год и предназначена для детей 4-6 лет.
Краткая характеристика и возрастные особенности
Возраст от пяти до шести лет характеризуется, как период существенных
изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания
организма. Возраст 4-6 лет - значимый период детского развития. Это последний
год отрезка, где вырабатываются и устанавливаются важные психологические
образования, в будущем они станут основой для многих линий формирования
важных характеристик ребенка.
В 4-6 лет дошкольники уже способны наблюдать за объектами по
собственному желанию, проявляя произвольное внимание. Устойчивость
внимания у детей 4-6 лет достигает 20-25 минут, к тому же в этом возрасте дети
способны одновременно обращать внимание на 7-8 объектов. Развитие
произвольного внимания влечёт за собой развитие произвольной памяти. Она

возникает в то время, когда ребенок хочет что-нибудь вспомнить или запомнить.
Любые стремления к запоминанию необходимо поощрять, потому что это
развивает такие незаменимые возрастные особенности развития детей 4-6 лет,
как мышление, внимание, восприятие и воображение.
Главным в 4-6 лет, как и в предыдущем периоде, является наглядно-образное
мышление, но к концу возрастного периода начинает выражаться и логическое
мышление. Логическое мышление является высшей стадией развития детского
мышления. Достижение этой стадии
– длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического
мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но
и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений
действительности, которые закреплены в словах. Логическое мышление
включает в себя два вида: словесно–логическое и абстракно–логическое.
Развитие логического мышления у детей проходит два этапа. Сначала ребенок
усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, учится
пользоваться ими при решении задач, а далее им познаётся система понятий,
обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.
В возрасте 4-6 лет возрастные и психологические особенности дошкольников
уже предполагают развитие возможности осознавать логичность рассуждений и
умения использовать слова.
Развитие абстрактно-логического мышления одновременно со словеснологическим даёт детям способность оперировать понятиями и категориями, даёт
возможность обобщать и анализировать, учит систематизировать свои знания,
помогает выстраивать причинно- следственные связи и т.д.
Дошкольный возраст знаменателен развитием понятия. Дети 4-6 лет уже
могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок
самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления,
относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет
новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить
настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им
крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие
характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без
опоры на образы.
Полностью процесс установления понятийного, словесно-логического и
абстрактного мышления заканчивается к подростковому возрасту. Появляется
способность решать проблемные ситуации и устанавливать связи между вещами
и событиями.
В дошкольном возрасте активизируется функция воображения, сначала
возникает воссоздающее, а затем и творческое воображение, этому
способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и
конкретность
представляемых
образов
и впечатлений. Возрастные
психологические особенности детей 4-6 лет содержат развитие фантазии.
Речь дошкольников в 4-6 лет позволяет мыслить не образами, а понятиями,

структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью
органов чувств. Неустанно развивается грамматический строй речи, связная
речь, звуковая сторона речи и лексика. В разговорах детей проявляется богатый
словарный запас и обобщения, возникающие в данном возрастном периоде.
Ребенок активно использует в своей речи антонимы, синонимы, прилагательные,
обобщающие существительные и т.д. При правильном воспитательном процессе
у дошкольников 6-7 лет хорошо проявляются диалогическая и части
монологической речи.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу
дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 4 – 6
летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности
своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения родителей.
Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в
данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей 4 – 6 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего
социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и
личностной сферы ребенка 4 – 6 летнего возраста является соподчинение мотивов.
Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над
мотивом «я хочу». Дети стремятся к самоутверждению в таких видах
деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные
сферы. Формирование и усложнение данных образований дает возможность
развиваться осознанию собственных поступков, результатов, способах
достижения, побуждения, чувствах, переживаниях и т.д.
Таким образом, к концу дошкольного возраста, в 4-6 лет, у детей
формируется ряд важнейших психических новообразований, существенно
изменяющих структуру интеллектуальных процессов и способствующих
возникновению элементов логического мышления. Именно возраст 4-6 лет
является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной
деятельности, к дальнейшему развитию логического мышления.
Дошкольники с развитым интеллектом, со способностью логически
мыслить быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче
адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда,
которую осваивает ребенок. Это умственный труд, труд сложный и интересный.
Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с
приятной эмоцией удивления, открывающего дверь в мир, который хочется
познать. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные
особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что
основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации
– игра. Это утверждение подтверждается тем, что одним из условий
формирования логического мышления у дошкольников является учёт
особенностей психического развития детей данного возраста. Особенностью же

является то, что все психологические новообразования детей указанного периода
отличаются незавершённостью. Это обусловливает особенности их обучения,
которое должно сочетать в себе черты игры и направленного обучения,
ориентируясь при этом на сложившиеся формы мышления – нагляднодейственное и наглядно-образное развитие новообразований: знаковосимволической функции, элементов логического мышления.
Режим занятий
Занятия в группе проводятся:
средняя группа (4-5 лет) 1 раз в неделю - 20 минут
старшая группа (5-6 лет) 1 раз в неделю - 25 минут и проходят в
игровой форме.
Первые 5 минут отводятся организационным моментам (сбор детей;
подготовка к занятию; подготовка рабочих мест детей и др.);
Основная часть - отводится на собственно учебное занятие с
подгруппой (объяснение темы, разбор материала, практическая работа по
предмету и т.п.)
Количество детей в группе 12-15 человек.
Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые
подгруппы, индивидуальные задания) в зависимости от целей учебнопознавательной деятельности конкретного занятия. Это позволяет осуществлять
дифференцированный подход к детям, воспитывать у дошкольников учебноколлективные навыки взаимодействия со сверстниками.
Объем общеразвивающей программы
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 часа в месяц, 36 часов в год.
Уравневость – стартовый уровень.
Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель: Мотивация детей к максимально полной социализации в условиях
детского коллектива в процессе развития логического мышления детей.
Задачи:
Обучающие:
Углублять знания в различных областях науки и искусства.
Способствовать приобретению полезных для жизни умений и навыков.
Выявлять знания «мира сказок»
Знакомить с особенностями построения кроссвордов, ребусов, шарад.

Развивающая:
Способствовать
развитию логическое мышление, память,
сообразительность, наблюдательность, воображение, самостоятельности;
Воспитательные:
Воспитать чувство коллективизма, взаимовыручки.
Формировать коллективное «Я».

Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№

Содержание

Количество

п/п

2.

Формы контроля

часов

Вводное занятие. Техника

Т

П

Всего

0,5

0,5

1

Опрос

1

1

2

Логические задачи

безопасности
3.

Считаем, уменьшаем,
увеличиваем

4.

Сходство и отличия. Парные

Самостоятельная работа
1

1

2

Логические задачи

-

1

1

Самостоятельная работа

картинки.
Подбор картинок по парам.
5.

Ряды цепочек. Продолжи
последовательность.

6.

Командные игры. «Ярмарка талантов»

-

2

2

Логические задачи

7.

Анализ и синтез. Подбери

1

1

2

Самостоятельная работа

недостающий предмет.
Нарисуй недостающий предмет
8.

Анализ. Классификация

1

1

2

Логические задачи

9.

Геометрические диктанты

1

1

2

Самостоятельная работа

10.

Графический диктант

2

2

Логические задачи

11.

Обобщение, объединение по

1

1

2

Диктант
Самостоятельная работа

-

2

2

Логические задачи

признаку
12.

Игры со счетными палочками

Игры
13.

Игры на развитие памяти,

2

2

Самостоятельная работа

2

2

Логические задачи

запоминания и припоминания
--

14.

Словесные игры

Игры
15.

Загадки

2

2

Самостоятельная работа
Творческие задания

16.

Рисование по клеткам

2

2

Логические задачи
Творческие задания

17.

Головоломки

2

2

Самостоятельная работа
Творческие задания

18.

Ребусы. Шарады

2

2

Логические задачи
Творческие задания

19.

Дидактические логические

2

2

игры
20.

Самостоятельная работа
Игры

Итоговое занятия

-

2

2

Тестирование, мониторинг
Открытые занятия

Итого

6,5

29,5

36

Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие. Комплектование группы. Знакомство детей с программой.
Беседа-инструктаж по технике безопасности.
Считаем, уменьшаем, увеличиваем. Оперирование числовой и знаковой
символикой. Сравнение групп по количеству. Больше, меньше, столько же
Независимость количества предметов от расположения, величины… Сходство и
отличия. Парные картинки. Подбор картинок по парам. Нахождение среди разных
картинок совершенно одинаковых, объединение картинок не только по внешним
признакам, но и по смыслу. Поиск отличий.
Ряды цепочек. Продолжи последовательность. Продолжение ряда из двухтрех составляющих, применяя чередование.
Составление разрезных картинок и кубиков Собери картину 2,4, 6 частей.
Собери фигуру 2,4, 6 частей. Игры с кубиками и разрезными картинками на развитие
умения из отдельных частей составлять целый предмет.
Анализ и синтез. Подбери недостающий предмет. Нарисуй недостающий
предмет. Игры с предметами, работа с карточками
Анализ. Классификация «Третий лишний», «Пятый лишний»
Геометрические диктанты. Упражнения на ориентировку в пространстве на
листе бумаги. Графический диктант Упражнения на ориентировку в пространстве на
листе бумаги в клетку.
Обобщение, объединение по признаку «Найди пары», «Создай группу»
(картинки, предметы).
Игры со счетными палочками. Составление из палочек геометрических фигур
разного размера и фигур с разным количеством палочек; комбинированных фигур, у
которых некоторые стороны будут общими
Игры на развитие памяти, запоминания и припоминания Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. "Да – нет", "Похож – не
похож", "Кто больше заметит небылиц?» «Все наоборот»
Загадки. Загадывание, запоминание, придумывание загадок.
Рисование по клеткам. Рисование по образцу, дорисовывание, “Нарисуй,
правильно считая и двигаясь в нужном направлении
Головоломки Ребусы. Шарады
Дидактические
логические
игры
“Логическое лото”,
“Угадай
загадки
Веселого Карандаша”, “Определи курс движения
самолета” “Четвертый лишний”, .
Обобщающие занятия. В конце календарного и учебного года в форме
открытого занятия для родителей.
Планируемые результаты
Освоение программы учитывается к отдельной личности и выражается в
формировании её качеств – в знаниях, интересах, способностях, умениях и навыках,
степенью подготовленности к жизни, труду, в чертах характера.

желание играть

укрепление уверенности в себе, в своих силах и возможностях

активизация интереса детей к творческой деятельности

умение организовывать свою деятельность и деятельность других,

эффективно работать в команде, с информацией

умение строить толерантное общение и на его основе деятельность с
другими

получают возможность расширить представление о
собственных
лидерских способностях

самостоятельность мышления, умение отстаивать свое мнение.
Предметные:
знать: комплекс различных игр, основные понятия и термины кроссворда,
шарады, ребусы, основные виды кроссвордов, правила коллективно – творческой
деятельности, знать правила проведения интеллектуальных игр.
уметь: составлять игру, общаться со сверстниками и взрослыми, выражать
мысли вслух, рассуждать, сравнивать, делать выводы, сопереживать и
сочувствовать, разгадывать и
составлять кроссворды, подбирать материал к викторинам, четко
формулировать ответ, работать в коллективе.
Метапредметные:
у ребенка развиты:
- познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и
сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного,
находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
- мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей,
сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или
геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак
группы предметов и т.д.);
- способности к проведению простейших обобщений, умений использовать
полученные знания в новых условиях;
- творческие
способности:
умение
самостоятельно
придумать
последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур,
обладающую общим признаком и т.п.; способность к творческому поиску.
Личностные:
ребенок научится
- самостоятельности;
- инициативе;
- ответственности;
- целеустремленности.
Условия реализации программы:
Материально- техническое обеспечение
Оборудование и дидактический материал, используемый на занятиях: навесная
доска, цветные мелки, магнитная доска в комплекте с карточками, игрушки, наборы
геометрических фигур, печатные пособия, иллюстративный материал, цветные

фигуры, разрезные картинки, строительные кубики, счетные палочки, «Чудесный
мешочек» с набором мелких игрушек и фигур, часы и др.
Технические средства: магнитофон, комплект аудиокассет «Занимательная
математика».
Информационное обеспечение
Электронные ресурсы: развивающие и обучающие игры «Гарфилд
дошкольникам» Графические редакторы «рисовалки», раскраски, конструкторы
Интернет ресурсы: nsportal.ru, maam.ru
Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог- психолог Е.А. Гурьева, стаж работы 40 лет.
Педагог дополнительного образования имеет среднее (высшее) педагогическое
образование со знанием специфики обучения и воспитания детей дошкольного
возраста, осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии с
образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
Комплектует состав учащихся детского объединения и принимает меры по
сохранению контингента учащихся в течение срока обучения. Обеспечивает
педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения)
исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на
достижения в области методической, педагогической и психологической наук, а также
современных информационных технологий. Педагог имеет возможности
профессионального роса, повышать свой социальный статус, участвовать в
профессиональных конкурсах, проведении семинаров, педагогических мастерских в
рамках программы повышения квалификации.
Оценочные материалы
Показатели оценки сформированности логического мышления и его операций у
старшего дошкольника оцениваются по 3-х балльной системе в направлении, от
высшего к низшему. Каждый вид направленности игры оценивается по отдельности,
затем высчитывается общий балл за выполнение всех заданий. Общий балл
переводиться в процентное выражение качества выполнения методики, которое
соотноситься с одним из выделенных уровней: высокий уровень – 9 – 12 баллов
средний уровень – 5 – 8 баллов низкий уровень – 4 и ниже.
Данная методика позволяет проследить динамику сформированности
логического мышления и его операций у старшего дошкольника.
1.
Выявление сформированности операции сравнение
 «Подбери предметы к форме»
 «Сравни и опиши»
 «Найди отличия»
1.
Рассмотреть внимательно нарисованные предметы и геометрические
фигуры: треугольник, круг, овал, прямоугольник, квадрат, цилиндр; сравнивают и
соотносят предметы по форме.
2.
Предложить ребёнку предметные картинки (мебель, посуда, одежда,

бытовые приборы). Найти отличительные признаки.
3. Предложить ребёнку посмотреть на два одинаковых рисунка и найти в чём
отличие.
2. Выявление сформированности операции анализа и синтеза
 «Домики».
 «Последовательные картинки».
 «Словесные пропорции».
 «Что сначала, что потом?»
1.
Детям даётся задание - «заселить дом». На каждом этаже живёт такое колво жильцов, которое соответствует указанному номеру на крыше дома (состав числа).
После расселения необходимо сделать проверку, правильно ли «въехали» в дом
жильцы (обговаривая каждое действие).
2.
Детям предлагаются картинки так, чтобы получился связный рассказ.
3. Ребёнку предлагается посмотреть на слова. В правой колонке написано
корова-телёнок». Между этими словами есть определённая связь. А в левой колонке
наверху написано слово
«лошадь», а внизу дано несколько разных слов. Задание: выбрать среди них
такое, которое было бы так же связано со словом «корова».
4.
Рассмотреть последовательность движений детей и определить, что
сначала, а что потом.
3. Выявление сформированности операции обобщение
 «Каких фигур недостает?»
 «Четвёртый лишний»
 «Ценные находки»
 «Кто знает, пусть продолжает»
1.
Ребёнку предлагается табличка с геометрическими фигурами; определить
недостающую фигуру.
2.
На каждой из предложенных картинок, один из четырёх предметов
является лишним. Ребёнок определяет какой предмет лишний и почему?
3.
Назвать в разных по содержанию предметах материал, из которого
сделаны предметы игрушки (дерево, стекло, металл, пластмасса); назвать предметы
разного содержания обобщающим словом, по признаку материала.
4.
Педагог называет родовое понятие слова, с обобщающим значением; дети
называют слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.
4.
Выявление сформированности операции классификации
 «Волшебное дерево»
 «Кому, что надо для работы?»
 «Разложи по порядку»
 «Расшифруй письмо»

Предлагается детям «вырастить» детям волшебное дерево, на котором
вместо листьев геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет и цвет
листочков будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную
геометрическую фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом
обращая внимание на символы фигур листьев (форму, размер).
2.
Дети классифицируют предметы и определяют их принадлежность к той
1.

или иной профессии.
З Ребёнок классифицирует предметы по определённым признакам, тем самым
«читает» содержание письма.
4.Ребёнок классифицирует предметы по определенным признакам, тем самым
«читает» содержание письма.
Список литературы
1.
Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебнометодическое пособие. – М., 2003.
2.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
3.
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. –
М.: Дрофа, 2001.
4.
Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое
мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
5.
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ,
ФЛИНТА, 2003.
6.
Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления.- М.: Знания,
1994.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.:
Просвещение, 1979.
7.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие
ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
8.
Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред.
Т.А.Марковой. - М., 1979.
9.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий // Исследование мышления в советской
психологии. - М., 1966.
10.
Диагностика умственного
развития
дошкольника Под
ред. Л.А. Венгера – М.: Педагогика,1969.
11.
Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников //
Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С.28.
12.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей
дошкольного возраста/Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.: Просвещение,1989.
13.
Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и
родителей. - М.: - АСТ-ПРЕСС, 1999. - 240с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».