Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности Пешечка

Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании:
 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) 9 ноября 2018 года №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 «Концепции развития дополнительного образования детей» (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
 Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Трудовая функция
3.1.5 «Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
(Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н, зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016);
 Федеральным государственным Образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ №
1155 от 1 октября 2013 г.).
 Национальной доктриной образования в РФ,
 Концепцией модернизации российского образования,
 Концепцией дошкольного воспитания,
 СП. 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
–
Устава муниципального общеобразовательного учреждения – детского сада № 419.
Игра в шахматы обладает огромным потенциалом для привлечения подрастающего поколения к занятиям этим
видом деятельности, способствует развитию логического склада ума, уважительному поведению к сопернику, отвлекает
молодежь от вредных привычек. В настоящее время занятия шахматами очень актуальны, в т.ч. и среди детей дошкольного
возраста, т.к. шахматы развивают логику и стратегическое мышление, учат детей целеустремленности, вниманию,
усидчивости и умению сконцентрироваться, помогают управлять не только фигурами на доске, но и собственными
эмоциями.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития
интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль,
даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит
исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или искусство?
Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо
играть – это уже искусство, ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это
творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка,
как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно
где угодно.
Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В
этом войске есть главный - король. Его помощники - ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны,
кони и маленькие пешки, которые участвуют в сражении.
Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок
начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям.
Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры,
решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в
шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их
глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка
дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех
психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества,
формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии
решения.
Актуальность
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное
средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности
действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению

логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок,
обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения,
бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют
увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и
обогащает его духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе,
особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может
занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте
способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть
результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают
дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и
обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей
дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс
начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие
личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Отличительные особенности
Игре в шахматы могут заниматься не только мальчики, но и девочки. Предлагаемая дополнительная образовательная
программа для детей старшего дошкольного возраста «Пешечка» направлена на интеллектуальное развитие детей,
способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном
возрасте. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении
шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных
заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей
развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и
загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со
своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать

их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы,
загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Темы
программы
расположены в определенной системе: от более простых к более сложным.
Новизна программы
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников,
открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при
обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания
заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Программа по организации свободного времени детей дошкольного возраста «Пешечка» реализуется в рамках
спортивно – технической направленности, адресована обучающимся от 5 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю.
Общее количество часов в год составляет 72 часа.
В основу программы легли: модефицированная программа "Шахматы, первый год" И. Г.Сухина, пособия
И.Г.Сухина: «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет» (1994), «Удивительные приключения в Шахматной
стране» (2000).
Адресат
В программе участвуют дети 5 - 7 лет.
Оптимальное количество детей в группе от 8 до 12 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 часов в год.

Характеристики, значимые для реализации программы.
Возрастные особенности
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще
выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми,
которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера
(застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет
выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности,
религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам
и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно
относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства
(музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее
географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные
гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое
хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще
выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми,

которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера
(застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения
становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с
другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем
может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны
отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они
могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои
поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем
информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим
дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного
и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более
детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и
девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы:
принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на
руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют
обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по
предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности
время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается
связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы,
антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика,
наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны
поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и
соревнования со сверстниками.
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой
игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и
интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в
шахматы.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная
фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной
доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время,
отведенное на партию, т. д.)
- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии
действовать в соответствие с этими правилами.
- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению
применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать
и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных,
интеллектуальных, социальных).
Воспитательные:
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах,
самостоятельность в принятии решений;
-Поставленные
цели
и
задачи
реализуются
при
создании
необходимых
условий:
наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными
материалами, играми, (головоломки, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др).
Формы организации образовательного процесса: теоретические и практические занятия, шахматные поединки,
контрольные занятия, шахматные задачи, соревнования.
Формы проведения занятий: групповая, парная, индивидуальная.
Особенности организации шахматных занятий.
Каждое занятие состоит из теоретической и практической части, при этом практическая часть по времени занимает
не менее 50%. В теоретическом разделе занятия изучаются история шахмат, первоначальная расстановка
фигур пешек, ходы фигур и пешек, как они бьют, рокировка короля, в каких случаях она запрещена, основные принципы
разыгрывания дебюта, законы миттельшпиля, эндшпиля и т.п. Под практической частью подразумевается решение
комбинаций, этюдов, задач, игра обучающихся друг с другом, разбор сыгранных партий с помощью педагога. На занятиях
активно используются шахматная литература и дидактические шахматные задачники.

Основные формы занятий (вид деятельности) – диалог и беседа, в которые вовлекаются все обучающиеся.
Задаваемые педагогом вопросы варьируются в зависимости от уровня подготовки. Работа на занятиях организуется в
парной группой или индивидуальной форме.
Контроль эффективности программы используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач и осуществляется с помощью устных опросов, тестов, педагогических наблюдений, шахматных задач,
игр в шахматы, участия в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
Основным принципом контрольно-оценочной деятельности является ее дифференцированность. Оценивается
прогресс каждого обучающегося относительно его изначальных данных, а не абсолютные результаты группы. Основными
критериями контроля являются: посещаемость, овладение техническими и тактическими приемами, применение этих
приемов в учебном процессе и на соревнованиях, проявление воспитательного компонента. Проверка теоретических
знаний предусматривает постоянное закрепление изученного материала в ходе практической деятельности. Для
стимулирования интереса у обучающихся, проводятся турниры (офлайн и онлайн), в которых выявляется сила игрока и
его рейтинг.

Учебный (тематический план) план (5-6 лет)
№
п/п

1

2

3

Наименование темы

Введение. Правила техники безопасности и
противопожарной защиты, санитарии и
гигиены.
Теоретические основы игры в шахматы.
Вертикаль,
горизонталь,
диагональ.
Названия фигур.
Первоначальная расстановка фигур и пешек.

Общее
кол-во
часов

В том числе

Формы аттестации/
контроля

теория

1

1

3

2

1

Беседа, опрос

2

1

1

Беседа, опрос

практика
Устный опрос.

2

1

1

Беседа, опрос

5

Пешка: ход, взятие, превращение пешки в
фигуру.
Фигуры: ход, взятие фигурами.

15

5

10

Беседа, опрос

6
8
9

Аббревиатура шахматных фигур и пешек.
Шах, мат королю.
Рокировка короля.

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Беседа, опрос
Открытое занятие
Устный опрос, тест.

10
11

Решение шахматных задач, этюдов.
Игра в шахматы.

3,5
3,5

3,5
3,5

Открытое занятие
Педагогическое
наблюдение.

ИТОГО:

36

4

Прогнозируемые результаты 1-го года обучения:
К концу учебного года обучающиеся будут:
знать:
- расстановку фигур;
- «чтение» клеток;
- аббревиатуру шахматных фигур;
- ход каждой фигурой, пешкой;
- взятие фигурой, пешкой;
- правильность рокировки;
- правила поведения в различных жизненных ситуациях.
уметь:
- развивать фигуры в дебюте;
- занимать вертикали ладьями;
- завершать партию;
- ставить мат королю противника в 1 ход;
- применять полученные знания и умения на практике.

13

23

Учебный (тематический) план (6-8 лет)
№
п/п

Общее
кол-во
часов

теория

Введение.
Правила
техники
безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены.
Название фигур. Первоначальная
расстановка пешек и фигур. Ход
пешек и фигур. Взятие пешками и
фигурами. «Ценность» фигур.
Пешка: превращение, взятие на
проходе.
Рокировка: длинная, короткая,
случаи, когда рокировка запрещена.
Транскрипция записи шахматной
партии. Аббревиатура шахматных
фигур и пешек.
Шахматная
партия:
дебют,
миттельшпиль, эндшпиль.

1

1

2

1

1

Устный опрос, тест.

1

0,5

0,5

Устный опрос, тест.

2

1

1

Устный опрос, тест.

2

1

1

Устный опрос, тест.

7

2

5

Устный опрос, тест.

7
8

Мат, шах, пат.
Решение шахматных задач, этюдов.

6
6

2

4
6

9

Игра в шахматы.

9

Устный опрос, тест.
Педагогическое
наблюдение, тест.
Педагогическое
наблюдение.

ИТОГО:

36

1

2

3
4
5

6

Наименование темы

В том числе

Формы аттестации/
контроля

практика
Устный опрос.

9
8,5

27,5

Прогнозируемые результаты 2 года обучения:
К концу учебного года обучающиеся закрепят знания двух лет обучения и будут уметь:
- правильно разыгрывать дебют;
- строить план игры в миттельшпиле;
- играть эндшпиль;
- ставить мат королю противника в 1-2 хода,
- решать шахматные задачи, этюды;
- применять полученные знания и умения на практике.
Содержание учебно-тематического плана 1 год обучения

№
п.п

Тема занятия

Цель занятия

1.

Вводное занятие.
Инструктаж по охране труда.
Шахматный этикет.
История
возникновения
шахмат.

Проведение
инструктажа.
Ознакомление
с
шахматным
этикетом.
Ознакомление
с
историей возникновения
шахмат.
Пробуждение
интереса к шахматной
игре.

2.

Знакомство детей с шахматной Ознакомление
с
доской.
основными понятиями
шахматной
доски,

Прогнозиру
Вид деятельности
емый
результат
Знание
Беседа.
техники
безопасност
и,
шахматного
этикета.
Знание
истории
возникновен
ия шахмат.
Знание
Беседа, диалог.
основных
Рисование.
понятий:

Форма
контроля

Оснащение
занятия

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Плакаты.

Устный
опрос.

Демонстрационна
я
шахматная

Правила
развитие
рисования шахматной доски.
моторики рук.
Штриховка
клеточек
шахматной доски.

мелкой вертикаль,
горизонталь,
диагональ,
цифры от 1
до
8,
латинские
буквы
в
русской
транскрипци
и.
Умение
рисовать
шахматную
доску.
Изучение
основных Умение
Беседа, диалог.
понятий
шахматной различать и
доски.
понимать:
вертикаль,
горизонталь,
диагональ,
цифры от 1
до
8,
латинские
буквы
в
русской
транскрипци
и.
Изучение
основных Умение
Беседа, диалог.
понятий
шахматной различать и
доски, развитие памяти.
понимать:
вертикаль,
горизонталь,
диагональ,
цифры от 1

Педагогичес
кое
наблюдение.

доска, шахматные
фигуры, тетрадь.

3.

Сравнение косых (диагональ) и
прямых
(вертикаль,
горизонталь) линий. Изучение
латинских букв в русской
транскрипции.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Демонстрационна
я
шахматная
доска, шахматные
фигуры.

4.

Вертикальные линии и их
буквенное
обозначение,
горизонтальные линии и их
цифровое обозначение.
Произношение
латинских
букв.

Устный
опрос.

Демонстрационна
я
шахматная
доска, шахматные
фигуры, тетрадь.

5.

Первоначальная расстановка
фигур и пешек.
«Чтение» шахматных клеток.
Шахматные правила: «Тронул
–
ходи»,
«Отпустил
–
схожено».

Знакомство
с
расстановкой фигур и
пешек.
Развитие
видения
шахматной
доски,
внимания и памяти.

6.

Пешка – не фигура.
Пешка: ход, взятие пешкой.

Знакомство с пешкой.

7.

Ход пешкой.
Превращение пешки в фигуру.
Взятие пешки на проходе.
Атака и защита.

8.

до
8,
латинские
буквы
в
русской
транскрипци
и.
Знание
Беседа, диалог.
правильной
расстановки
фигур
и
пешек.
Умение
«читать»
шахматные
клетки.
Умение
Беседа, диалог.
ходить
пешкой.

Повторение
Умение
Беседа, диалог.
разносторонних
применять
преимуществ пешки в приемы
атаке и защите.
атаки
и
защиты
пешками в
игре.
Игра
«Что изменилось?», Развитие внимания
и Умение
Беседа, диалог.
«Чего не стало?».
терпеливости.
видеть
изменение
позиции на
доске.

Устный
опрос.

Демонстрационна
я
шахматная
доска, шахматные
фигуры.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
пешки.

Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

9.

10.

11.

12.

Шахматная фигура - ладья, ее
обозначение и расположение в
начале игры на шахматной
доске.
Ладья: ход, взятие ладьей.

Знание
Беседа, диалог.
шахматной
фигуры
ладьи,
ее
обозначения
и
расположен
ия
на
шахматной
доске.
Умение
ходить, бить
ладьей.
Преимущество
сдвоенных Научиться
занимать Умение
Беседа, диалог.
ладей.
вертикали, горизонтали занимать
Ладья – тяжелая фигура.
сдвоенными ладьями.
вертикали и
сдваивать
ладьи.
Количество
полей, Повторение
Умение
Беседа, диалог
контролируемых
правильности ходов и ходить
и
ладьей
взятия ладьей.
бить ладьей.
Шахматная фигура - слон, его
обозначение и расположение в
начале игры.
Запись слона в шахматной
транскрипции.
Слон: ход, взятие слоном.

Знакомство с шахматной
фигурой
–
ладьёй.
Знакомство со взятием
ладьей.

Знакомство с шахматной
фигурой – слоном.
Знакомство со взятием
слоном, с аббревиатурой
слона
в
шахматной
транскрипции.

Знание
Беседа, диалог.
шахматной
фигуры
слон,
его
обозначение
и
расположен
ие
на
шахматной
доске.

Устный
опрос.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение
Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.
Шахматная доска,
шахматные
фигуры.
Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

13.

Понятия чернопольные
белопольные слоны.
Слон – легкая фигура.

и Закрепление знакомства
с
чернопольными
и
белопольными слонами.

14.

Шахматная фигура - конь, его Знакомство с шахматной
аббревиатура
в шахматной фигурой – конь.
транскрипции и расположение
в начале игры на шахматной
доске.

15.

Конь: ход, взятие конем.
Конь – легкая фигура.

16.

Количество
полей, Повторение
контролируемых конем.
правильности
взятия конем.

Знакомство с ходом и
взятием конем.

ходов

Умение
взятия
слоном,
записи слона
в шахматной
транскрипци
и.
Умение
Беседа, диалог
ходить
чернопольн
ыми
и
белопольны
ми слонами.
Знание
Беседа, диалог.
шахматной
фигуры
коня,
его
обозначения
и
расположен
ия
на
шахматной
доске.
Умение
Беседа, диалог.
ходить
и
бить конем.

Умение
Беседа, диалог
и ходить
и
бить конем.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.
Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

17.

Защита от коня.

18.

Игра
«Что изменилось?»,
«Чего не стало?».

19.

Шахматная фигура - король,
его
обозначение
и
расположение в начале игры на
шахматной доске.

20.

Король: ход, взятие королем.
Аббревиатура
короля
в
шахматной транскрипции.

Изучение
методов Умение
защиты от коня.
применения
методов
защиты от
коня.
Развитие внимания
и Умение
терпеливости.
видеть
изменение
позиции на
доске.
Знакомство
с Знание
обозначением
и шахматной
расположением короля фигуры
–
на шахматной доске.
король, его
обозначение
и
расположен
ие
на
шахматной
доске.
Знакомство с ходами, Знание
взятием
фигур
и фигуры
–
аббревиатурой короля в король, его
шахматной
обозначение
транскрипции.
и
расположен
ие
на
шахматной
доске.
Умение бить
королем.

Беседа, диалог.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Беседа, диалог.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Беседа, диалог.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Беседа, диалог.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

21.

ШАХ королю.

Понимание шаха королю, Умение
Беседа, диалог.
двойного шах, вскрытого объявлять
шаха, защита от шаха.
шах королю,
двойной
шах, защита
от шаха.
Понимание мата королю. Умение
Беседа, диалог.
объявлять
мат королю.

22.

МАТ королю.

23.

Правила игры двумя королями Знакомство с правилами
(король
с
королем
не игры двумя королями
встречаются).
(король с королем не
встречаются).

24.

Игра «Расстановка фигур на
скорость».

25.

Шахматная фигура - ферзь, его
аббревиатура и расположение
в начале игры на шахматной
доске.

Знание
Беседа, диалог.
правил игры
двумя
королями
(король
с
королем не
встречаются
).
Развитие внимания
и Умение
Беседа, диалог.
терпеливости.
видеть
изменение
позиции на
доске.
Знакомство
с Знание
Беседа, диалог.
обозначением
и расположен
расположением ферзя.
ия
и
обозначения
ферзя
на
шахматной
доске.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос,
педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

26.

27.

Ход ферзя. Сила ферзя.
Ферзь: ход, взятие ферзем.
Ферзь – тяжелая фигура.

Знакомство
с Знание
и Беседа, диалог.
аббревиатурой ферзя в умение
шахматной
записи ферзя
транскрипции.
в шахматной
транскрипци
и.
«Ценность» шахматных фигур. Знакомство с ценностью Знание
Беседа, диалог
фигур.
ценности
фигур.

28.

Рокировка – дополнительная Знакомство с короткой и Умение
защита короля.
длинной рокировкой.
делать
Короткая, длинная рокировки.
рокировку.
Рокировка – это ход короля.

29.

Случаи,
когда
запрещена.

30.

Решение шахматных задач.
Игра в шахматы.

рокировка Знакомство
правилами
рокировки.

с

Беседа, диалог.

шестью Знание
Беседа, диалог.
запрета шести
правил
запрета
рокировки,
умение их
применять.
Развитие
внимания, Умение
Беседа, диалог.
сообразительности,
«видеть»
шахматного мышления, шахматную
видения
шахматной доску
и
доски, взаимодействия находить
фигур.
нестандартн
ые
ходы,
взаимодейст
вие фигур.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.
Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.
Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

31.

Решение шахматных задач.
Игра в шахматы.

Развитие
внимания,
сообразительности,
шахматного мышления,
видения
шахматной
доски, взаимодействия
фигур.

32.

Решение шахматных задач.
Игра в шахматы.

Развитие
внимания,
сообразительности,
шахматного мышления,
видения
шахматной
доски, взаимодействия
фигур.

33.

Решение шахматных задач.
Игра в шахматы.

Развитие
внимания,
сообразительности,
шахматного мышления,
видения
шахматной
доски, взаимодействия
фигур.

34.

Решение шахматных задач.
Игра в шахматы.

Развитие
внимания,
сообразительности,
шахматного мышления,
видения
шахматной
доски, взаимодействия
фигур.

Умение
«видеть»
шахматную
доску
и
находить
нестандартн
ые
ходы,
взаимодейст
вие фигур.
Умение
«видеть»
шахматную
доску
и
находить
нестандартн
ые
ходы,
взаимодейст
вие фигур.
Умение
«видеть»
шахматную
доску
и
находить
нестандартн
ые
ходы,
взаимодейст
вие фигур.
Умение
«видеть»
шахматную
доску
и
находить
нестандартн

Беседа, диалог.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Беседа, диалог.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Беседа, диалог.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Беседа, диалог.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

35.

Решение шахматных задач.
Игра в шахматы.

Развитие
внимания,
сообразительности,
шахматного мышления,
видения
шахматной
доски, взаимодействия
фигур.

36.

Решение шахматных задач.
Игра в шахматы.

Развитие
внимания,
сообразительности,
шахматного мышления,
видения
шахматной
доски, взаимодействия
фигур.

ые
ходы,
взаимодейст
вие фигур.
Умение
Беседа, диалог.
«видеть»
шахматную
доску
и
находить
нестандартн
ые
ходы,
взаимодейст
вие фигур.
Умение
Беседа, диалог.
«видеть»
шахматную
доску
и
находить
нестандартн
ые
ходы,
взаимодейст
вие фигур.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Устный
опрос.
Педагогичес
кое
наблюдение.

Шахматная доска,
шахматные
фигуры.

Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения

1.

Вводное занятие.
Инструктаж по охране труда.
Шахматный этикет.

Проведение
Знание техники
инструктажа,
безопасности,
ознакомление
с шахматного этикета.
шахматным этикетом.

Беседа.

Устный опрос.

Плакаты.

2.

3.

Шахматные фигуры: как ходят, бьют.
Рокировка.
Шах королю.
Мат королю. «Ценность» шахматных
фигур.
Игра в шахматы.
Пешка: как бьет, атака и защита.
Превращение пешки в фигуру.
Игра в шахматы.

4.

Взятие пешки на проходе.
Игра в шахматы.

5.

Рокировки: длинная, короткая.
Повторение случаев, при которых
рокировка запрещена.
Игра в шахматы.
Запись и чтение шахматной партии:
- ход пешкой, фигурой,
- взятие пешкой, фигурой,
- рокировка длинная, короткая,
- шах королю,
- мат королю.
Игра в шахматы.
Повторение шахматных правил:
«Тронул – ходи», «Отпустился –
схожено».
Игра в шахматы.

6.

7.

Повторение названия
шахматных фигур, как
ходят,
бьют.
Повторение
рокировки.
Шах, мат.
Повторение ходов,
атаки
пешки,
превращения пешки в
фигуру.
Повторение
взятия
пешки на проходе.

Закрепление
знаний: Беседа,
название фигур, как диалог.
ходят, бьют, повторение
рокировки, шах, мат.

Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.

Закрепление
знаний
ходов пешки, как она
бьет, превращение пешки
в фигуру.
Закрепление
знания
взятия пешки на проходе.

Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Тетрадь.

Беседа,
диалог.
Беседа,
диалог.

Повторение
Закрепление
знания Беседа,
рокировок и случаев, рокировок и случаев, диалог.
когда она запрещена.
когда она запрещена.
Повторение записи и Закрепление
знания Беседа,
чтения
шахматной записывать и читать диалог.
партии.
шахматную партию.

Повторение
Закрепление
знания Беседа,
«ценности»
«ценности» шахматных диалог.
шахматных фигур.
фигур.
Развитие
видения
шахматной
доски,
внимания и памяти.

Шахматная
доска,
шахматные
фигуры.

Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.

8.

Шахматная
партия:
миттельшпиль, эндшпиль.
Игра в шахматы.

дебют, Знакомство
построением
шахматной партии.

9.

Шахматная
партия:
миттельшпиль, эндшпиль.
Игра в шахматы.

дебют, Повторение
построения
шахматной партии.

Дебют: развитие фигур, рокировка
короля, исключение дважды ходов
одной фигурой.
Игра в шахматы.
11. Дебют: развитие фигур, рокировка
короля, исключение дважды ходов
одной фигурой.
Игра в шахматы.
12. Миттельшпиль: построение плана
игры.
Игра в шахматы.
10.

13. Эндшпиль.
Игра в шахматы.
14. Эндшпиль.
Игра в шахматы.
15. ПАТ.
Игра в шахматы.

Понимание
правильного
розыгрыша дебюта.

с Знание
построения
шахматной
партии,
умение выстраивать план
игры.
Закрепление
знания
построения шахматной
партии,
умение
выстраивать план игры.
Умение
правильно
разыгрывать дебют.

Закрепление
понимания
правильного
розыгрыша дебюта.
Понимание
правильного
построения
плана
игры.
Понимание и знание
правильного
завершения
шахматной партии.
Закрепление знания
правильного
завершения
шахматной партии.
Знакомство
и
понимание пата.

Беседа,
диалог.
Беседа,
диалог.
Беседа,
диалог.

Умение
правильно Беседа,
разыгрывать дебют.
диалог.
Умение
правильно Беседа,
выстраивать план игры.
диалог.
Умение
завершать
партию.

правильно Беседа,
шахматную диалог.

Умение
завершать
партию.

правильно Беседа,
шахматную диалог.

Умение избегать
попадать в пат.

или Беседа,
диалог.

Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.

16. «Линейный» мат (1 или 2 ладьи).
Игра в шахматы.

Обучение
«линейному» мату.

Умение
ставить Беседа,
«линейный» мат.
диалог.

17. «Квадратный» мат (1 ладья).
Игра в шахматы.

Обучение
«квадратному» мату.

Умение
ставить Беседа,
«квадратный» мат.
диалог.

18. Мат двумя слонами.
Игра в шахматы.

Обучение мату двумя Умение ставить
слонами.
двумя слонами.

19. Вскрытый шах.
Игра в шахматы.

Развитие внимания,
сообразительности,
шахматного
мышления, видения
шахматной
доски,
взаимодействия
фигур.
Развитие внимания,
сообразительности,
шахматного
мышления, видения
шахматной
доски,
взаимодействия
фигур.
Развитие внимания,
сообразительности,
шахматного
мышления, видения
шахматной
доски,
взаимодействия
фигур.

20. Двойной шах.
Игра в шахматы.

28. Шахматный прием завлечение.
Игра в шахматы.

мат Беседа,
диалог.

Умение
«видеть» Беседа,
шахматную доску и диалог.
находить нестандартные
ходы,
взаимодействие
фигур.

Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.

Умение
«видеть» Диалог.
шахматную доску и
находить нестандартные
ходы,
взаимодействие
фигур.

Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.

Умение
«видеть» Беседа,
шахматную доску и диалог.
находить нестандартные
ходы,
взаимодействие
фигур.

Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.

30. Шахматный прием отвлечение.
Игра в шахматы.

Развитие внимания,
шахматного
мышления, видения
шахматной
доски,
взаимодействия
фигур.
31. Решение шахматных задач (мат в Развитие внимания,
один ход).
шахматного
Игра в шахматы.
мышления, видения
шахматной
доски,
взаимодействия
фигур.
32. Решение шахматных задач (мат в Развитие внимания,
один ход).
шахматного
Игра в шахматы.
мышления, видения
шахматной
доски,
взаимодействия
фигур.
33. Решение шахматных задач.
Развитие внимания,
Игра в шахматы.
шахматного
мышления, видения
шахматной
доски,
взаимодействия
фигур.
34. Решение шахматных задач.
Развитие внимания,
Игра в шахматы.
шахматного
мышления, видения
шахматной
доски,
взаимодействия
фигур.
35. Решение шахматных задач.
Развитие внимания,
Игра в шахматы.
шахматного
мышления, видения

Умение
«видеть» Беседа.
шахматную доску и
находить нестандартные
ходы,
взаимодействие
фигур.

Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.

Умение
«видеть» Беседа,
шахматную доску и диалог.
находить нестандартные
ходы,
взаимодействие
фигур.

Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.

Умение
«видеть» Беседа.
шахматную доску и
находить нестандартные
ходы,
взаимодействие
фигур.

Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.

Умение
«видеть» Диалог.
шахматную доску и
находить нестандартные
ходы,
взаимодействие
фигур.

Устный опрос.
Устный опрос.
Педагогическо
е наблюдение.

Умение
«видеть» Беседа,
шахматную доску и диалог.
находить нестандартные
ходы,
взаимодействие
фигур.

Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.

Умение
«видеть» Беседа,
шахматную доску и диалог.
находить нестандартные

Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.

Шахматная
доска,
шахматные
фигуры.

36. Решение шахматных задач.
Игра в шахматы.

шахматной
доски,
взаимодействия
фигур.
Развитие внимания,
шахматного
мышления, видения
шахматной
доски,
взаимодействия
фигур.

ходы,
фигур.

взаимодействие

Умение
«видеть» Беседа,
шахматную доску и диалог.
находить нестандартные
ходы,
взаимодействие
фигур.

шахматные
фигуры.
Устный опрос. Шахматная
Педагогическо доска,
е наблюдение.
шахматные
фигуры.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
 Формирование установки на здоровый образ жизни, положительного отношения к игре в шахматы и занятиям
физической культурой;
 Формирование морально-волевых и нравственных качеств;
 Развитие логического мышления и творческого потенциала;
 Повышение уровня познавательных способностей;
 Участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;
 Соблюдение правил самоконтроля и безопасности;
 Накопление необходимых знаний.
Метапредметные результаты:
 Умение выделять, формировать и достигать цель, делать обобщения и выводы;
 Планирование, контроль и оценка собственной деятельности;
 Умение вести продолжительную мыслительную деятельность, находить ошибки при выполнении упражнений;
 Распределение функций и ролей в совместной деятельности, осуществление взаимного контроля;

 Умение организовать места занятий и обеспечить их безопасность;
 Умение работать с разными источниками информации (книги, интернет), стремление к самообразованию;
 Умение выявлять особенности взаимодействия шахмат с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство, театр, хореография и др.);
 Применение логического мышления и решения шахматных задач, как способ разрешения проблем в реальных
жизненных ситуациях;
 Применение полученных знаний на практике.
Предметные результаты:
 Знание терминологии, принятой в шахматах, умение читать шахматные клетки;
 Устойчивый интерес к теории шахмат;
 Овладение базовыми элементами теории шахматной игры, практическими навыками игры в шахматы;
 Решение шахматных задач и комбинаций;
 Умение находить «ловушки» противника.
 Умение оценивать шахматную партию; высказывать мнение и суждение о средствах и формах ведения шахматной
партии;
 Умение находить ассоциативные связи между своими фигурами и фигурами противника на шахматной доске в
дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, при решении шахматных задач и этюдов;
 Участие в соревнованиях;
 Позитивная самооценка своих шахматных и творческих способностей.
Результаты освоения программы контролируются через ответы на поставленные вопросы, знание шахматного
минимума, владение теоретическими знаниями, формирование практических навыков, участие в физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятиях, проявление воспитательного компонента. Для этого используются устные
опросы, беседы, педагогическое наблюдение, тестирование, шахматные задачи, игры в шахматы, праздники,
соревнования.
Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы имеются:
1.
Демонстрационная шахматная доска с фигурами – 1 шт.
2.
Комплект демонстрационных шахматных фигур – 1 шт.
3.
Комплект шахматных фигур с досками – 5 шт.
4.
Столы – 6 шт.
5.
Стулья – 12 шт.
Информационное обеспечение
- Интернет источники
- Видео уроки;
- Онлайн - игры
- Диафильмы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы.
Кадровое обеспечение
Анисимов Сергей Вениаминович,
Педагог дополнительного образования.
Образование высшее

Оценочные материалы
Критерии оценки:
Высокий уровень - правильно выполняет задание самостоятельно
Средний уровень - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или выполняет самостоятельно, но
допускает 1-2 ошибки.

Низкий уровень - выполняет задание неправильно.
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 5-6 лет.
Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску, шахматные фигуры и пешки на шахматной доске,
знание названий шахматных фигур, действий с шахматными фигурами и пешкой.
Задание № 1. Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску.
Задание № 2. Инструкция:
Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?
Задание № 3. Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для кукол.
Задание № 4. Инструкция:
Посади своих учеников каждого на свое место.
Задание № 5. Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 3:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 6-8 лет.
Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий с шахматными фигурами и пешкой, умение
определять, где на шахматной доске объявлен «шах», «мат» королю, умение разыгрывать шахматные положения, умение
ставить шах, мат.

Задание № 1. Инструкция:
Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира
по шахматам ты знаешь?
Задание № 2. Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Задание № 3. Инструкция:
Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «шах».
Задание № 4. Инструкция:
Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «мат».
Задание № 5. Инструкция 1:
Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы перекрыть ход черной пешке?
Инструкция 2:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю?
Инструкция 3:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть на ладью?
Инструкция 4:
Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать тупик коню?
Инструкция 5:
Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью?
Задание № 6.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем, ферзем, пешкой).
Задание № 7. Инструкция:
Поставь на шахматной доске «мат» черному королю.

Показатели освоения программы первого года обучения:
Высокий уровень: ребенок имеет представление о шахматах. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали
и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур
и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять
задания. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук.
Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.
Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет
понятие «рокировка», «шах» и «мат». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию.
Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее подвижность,
вывести из - под удара.
Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия
«равно», «неравно», «больше», «меньше». Ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки,
некоторые фигуры остаются незадействованными.
Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и
называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их
отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах», «мат». Ребенок не может вести игру.
Показатели освоения программы второго года обучения:
Высокий уровень: ребенок умеет самостоятельно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу
фигур; владеет основными тактическими приемами; знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль; умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводит элементарные шахматные комбинации; решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода; разыгрывает
шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно определять ценность шахматных фигур,
сравнительную силу фигур; путает термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; решает простейшие шахматные задачи в
1-2 хода; разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры, но в игре допускает
ошибки.
Низкий уровень:

ребенок не умеет самостоятельно определять ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. Не владеет
основными тактическими приемами. Не знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; не
умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей. Проводит
элементарные шахматные комбинации; затрудняется в решении простейших шахматных задач в 1-2 хода; не умеет
разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
Список литературы
Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре
–
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983
–
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК,
1984.
–
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
–
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
–
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
–
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
–
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная
шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
–
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
–
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
–
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000, 2001.
–
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса
четырѐхлетней и трѐхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
–
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное
возрождение, 1999. Шахматы – школе /Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
Дидактические шахматные сказки
–
Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая
школа, 1994. – Вып. 3. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. –

М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
–
Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка //Сухин
И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
–
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
–
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
–
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2. Сухин И. Шахматная сказка //Сухин И. Приключения в Шахматной
стране. – М.: Педагогика, 1991.
Перечень диафильмов
–
Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.
–
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990. Сухин
И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
–
Аматуни П.Королевство Восемью Восемь. Гришин В., Осипов Н.
–
В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
–
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
–
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
–
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
–
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
–
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу
и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
–
Остер Г. Полезная девчонка.
–
Пермяк Е. Вечный Король.
–
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
–
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
–
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
–
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
–
Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра.

–
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
–
Ильин Е. Средневековая легенда.
–
Квитко Л. Турнир.
–
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
–
Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
–
Булычев К. Сто лет тому вперед.
–
Велтистов Е. Победитель невозможного.
–
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
–
Крапивин В. Тайна пирамид.
–
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
–
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
–
Надь К. Заколдованная школа.
–
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
–
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
–
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
–
Раскатов М. Пропавшая буква.
–
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
–
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Электронные ресурсы
1. Сайт: Chess-samara.ru.
2. Сайт: Chess.ekaburg.ru.
3. Сайт: Lichess.org
Литература и информационные ресурсы для родителей
1. Сайт Chess-samara.ru.
2. Сухин И.Г.: «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет», М.: Новая школа, 1994. – 160с. (1994).
3. Хансен А. Шахматы. Как улучшить позиционное понимание, учебное издание, г. Москва. Издательство «Русский
шахматный дом», 2017 год, 328 стр.

Литература и информационные ресурсы для детей
1. Сухин И.Г.: «Удивительные приключения в Шахматной стране», М.: Поматур, 2000. – 176с.
2. Сухин И.Г.: «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет», М.: Новая школа, 1994. – 160с. (1994).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».